Мы довольно легко распознаем
людей разной культуры: француза, итальянца, японца, индийца, американца,
русского…
Но по каким
признакам?
По языку, одежде, минерам
поведения, привычкам. Но и в одной стране есть люди разной культуры. Фермер, рабочий, преподаватель, врач, чиновник, бизнесмен, человек творческой профессии...
Чем же они
различаются?
И говорят они на одном языке, и
одеваются примерно одинаково. Но у каждого свой социум, потому что характер труда у них различный. Именно труд
сделал их людьми разных культур, т. е. различных профессиональных навыков, традиций,
интересов, ориентации.
Человек - это субъект культуры, ее продукт и
творец. Та или иная культурная традиция отражается в характере и внешнем облике
людей, в их различных профессиональных навыках, традициях, интересах,
ориентациях.
Невозможно
воспитать культурного человека насилием, принуждением, несвободой.
Свобода - это открытая
ВОЗМОЖНОСТЬ найти свое в многообразии существующей культуры. Культура и
свобода неразрывно связаны: свобода творчества, свобода труда, свобода выбора
профессии и образования и т. д.
Всякий человек
есть человек определенной культуры, его часть, его зеркальное отражение.
Но значит ли это, что он — культурный человек? Кого
мы отнесем к культурным людям? И почему так важно быть культурным человеком?
Об этом размышляли давно. И построили даже своеобразные «модели» культурного человека. Они были различными в разные времена, но многое их объединяло.
- Первой в истории моделью культурного человека считается античная, или платоновская модель. Существовала она одновременно с древнекитайской, конфуцианской моделью. Вы помните, что Платон и Конфуций — это античный и древнекитайский мудрецы (примерно VII в. до н. э.).
Кого же можно считать культурным, согласно этой модели?
- Прежде всего — образованного человека. Человека, способного к длительному и целенаправленному образованию. Это не всякому доступно, поскольку предполагает предрасположенность к тяжелому умственному труду. В этом некоторая избранность, неординарность культурного человека.
- Культурный человек внутренне организован, собран. Древние вообще очень ценили умение владеть собой. Они говорили: «Владеющим собой выше завоевателя города». Только владеющий собой может стать правителем, считали они. Правда, стоит оговориться, что подобные рекомендации мудрецов никогда не проводились в жизнь; правители были людьми преимущественно других достоинств, а образованные люди не стремились к управлению. Позднее эта идея была заменена другой: культурные люди должны окружать правителя. Однако на практике это тоже не реализовывалось или же кончалось довольно плачевно: в своих неудачах правители винили советников и казнили их.
- И вот третья важная черта культурного человека, по мнению древних: нравственность. Культурный человек не может быть безнравственным.
Таково исторически первое представление о культурном человеке, оно соответствовало обществу неразвитых производительных сил и научно-технического прогресса.
- Исторически вторая модель культурного человека соответствовала бурной эпохе формирования капиталистических производственных отношений, ее культурный феномен — Возрождение (XIV—XVI ни.). Это гуманистическая модель. Она предполагала резкое расширение сфер интересов человека, выход его на политическую арену. Человек не только стремится к знанию, но занимается общественной деятельностью. Знание, например, способствует его конфликту с церковью.
Вообразить себе культурного человека того времени поможет нам фигура Леонардо да Винчи. Это, как вы, конечно, знаете, великий итальянский художник. Но он был не только художником, а поражал своей разносторонностью даже современников, хотя в эпоху Возрождения многие мастера занимались разнообразной творческой деятельностью. Леонардо не только был живописцем, но и скульптором, архитектором, а также анатомом, физиком, математиком, естествоиспытателем в широком смысле слова, инженером и изобразителем. Леонардо да Винчи был сильным и ловким, статным и красивым, превосходным наездником. Он был музыкантом и исполнял песни, сложенные им, под аккомпанемент им же сконструированной лютни. Это ученый-экспериментатор и несравненный собеседник. Одним словом, homo universale эпохи Возрождения.
Автопортрет Леонардо да Винчи
- Новое время (XVII в.) характеризуется и новой моделью культурного человека. К обязательному требованию образованности добавляется весьма существенное: специализация в какой-то области знаний. Эта тенденция реально отражала процесс разделения труда.
- Наконец, наше время тоже явилось важной вехой на пути построения моделей культурного человека. Оно выдвинуло свое требование: культурный человек — это владеющий планетарным мышлением.
Человек не может замыкаться на своей частной жизни
(а также на своей религии ли, нации ли, стране), а должен стать
человеком планеты, всей Земли. Человек должен по возможности владеть
комплексным знанием, быть
готовым к расширению своего сознания, понимания жизни. Человеку сегодня нужно умение подойти к проблеме
со всех сторон, разных точек зрения.
Для чего это нужно?
В наше время необычайно возросла ответственность
людей за судьбу планеты. В руках современного человека оказались мощные силы, представляющие
опасность для самой жизни на Земле. Поэтому немаловажно, в чьих руках эти силы.
Важнейшим для нашего времени является требование
культурного плюрализма, т. е. умения превзойти групповой интерес. Каждый человек стоит перед альтернативой гибели или развития культуры.
Освальд Шпенглер в своей книге "Закат Европы" утверждал, что умирая, культура превращается в цивилизацию.
"...Культура умирает после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию. Ее жизненное существование, целый ряд великих эпох, в строгих контурах отмечающих постоянное совершенствование, есть глубоко внутренняя, страстная борьба за утверждение идеи против внешних сил хаоса и внутренней бессознательности, где угрожающе затаились эти противоборствующие силы. Не только художник борется с сопротивлением материала и уничтожением идеи внутри себя. Каждая культура находится в глубоко символической связи с материей и пространством, в котором и через которое она стремится реализироваться. Когда цель достигнута и идея, т. е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются — она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья...
Переоценка всех ценностей — таков внутренний характер всякой цивилизации. Она начинается с того, что переделывает все формы предшествовавшей культуры, иначе понимает их, иначе ими пользуется. Она ничего не создает, она только перетолковывает. В этом — негативная сторона всех эпох подобного рода. Они не предполагают предшествующий подлинный творческий акт. Они только вступают во владение наследством больших действительностей..."
Но мы же с вами не хотим превращения культуры в цивилизацию? Правда?
Освальд Шпенглер в своей книге "Закат Европы" утверждал, что умирая, культура превращается в цивилизацию.
"...Культура умирает после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию. Ее жизненное существование, целый ряд великих эпох, в строгих контурах отмечающих постоянное совершенствование, есть глубоко внутренняя, страстная борьба за утверждение идеи против внешних сил хаоса и внутренней бессознательности, где угрожающе затаились эти противоборствующие силы. Не только художник борется с сопротивлением материала и уничтожением идеи внутри себя. Каждая культура находится в глубоко символической связи с материей и пространством, в котором и через которое она стремится реализироваться. Когда цель достигнута и идея, т. е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются — она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья...
Переоценка всех ценностей — таков внутренний характер всякой цивилизации. Она начинается с того, что переделывает все формы предшествовавшей культуры, иначе понимает их, иначе ими пользуется. Она ничего не создает, она только перетолковывает. В этом — негативная сторона всех эпох подобного рода. Они не предполагают предшествующий подлинный творческий акт. Они только вступают во владение наследством больших действительностей..."
Но мы же с вами не хотим превращения культуры в цивилизацию? Правда?
Итак, мы получили своеобразную схему исторических моделей
культурного человека:
IV Современное
представление. XX в. Широкое образование, планетарное мышление,
культурный плюрализм
III
Новое время. XVII в. Специализация в одной
области знания
II Эпоха Возрождения.
Гуманистическая модель XIV—XVI вв. Широкая
образованность, homo universale
I Эпоха античности.
Платоновская модель. VII в. до н. э.
Образование, самообладание, нравственность.
Теперь перейдем от общего к частному. Поразмышляем...
Культурные ли мы с вами? Как ответим?
Культурные ли мы с вами? Как ответим?
Самому себе, конечно, давать оценку трудно, лучше понаблюдать за другими.
Обычно, о культурном или, напротив, некультурном человеке мы сначала судим по его внешнему поведению в социуме. А уже потом оцениваем его внутреннее состояние, его чувства и разум. Так, культурный человек не позволит себе громко беседовать со знакомым в транспорте, ехать без оплаты, сидеть в присутствии женщины, он сдержан, вежлив, корректен. Культура человека — это его манеры, привычки, способы действия, его интересы и оценки.
Хамство — это антипод
культуре. Культурный человек обязан уважать иную культуру, хотя он к ней и не
принадлежит.
Как мы отличим
культурного человека?
Его главный признак — способность
понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей
собственной культуры и культуры других стран. И конечно, не только это, но и — способность
воспринимать, усваивать это богатство.
Способность стать культурным - это труд, знание, образование, умение общаться, нравственность, терпимость к
инакомыслию. Последнее очень важно, это умение слушать и слышать не только себя
или своих единомышленников, а способность понять человека иной культуры,
веры, мышления.
Литература
1. Антология исследований культуры. -СПб: Университетская книга. -Т.1: Интерпретация культуры. -1997. - (Культурология ХХ в.).
2. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. (Опыт русской культурологии середины ХIX-XX веков)/ Ред. Е.Г.Вагина. -М.: ОГИ, 2000.
3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IХ-начала ХХ века: Экспериментальное Учеб. пособие для уч-ся ст. классов, для студ. вузов. -М.: ООО "Фирма МХК",2000.
4. Баукер Дж. Религии мира. Великие вероучения от древности до наших дней. – Лондон–М.: Дорлинг Киндерсли, Слово, 2000.
5. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учеб. пособие. - М: Рос. гос. гуманит.ун-т,1998.
6. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. - М: Издательский центр"Академия",1998.
7. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учеб. пособие для вузов. - М: Юрайт, 1999.
8. История и культурология: Учеб.пособие для студ. вузов/Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред.Н.В.Шишовой.-М: Логос,1999.
9. Культурология. ХХвек.:Словарь.-СПб.: Университетская книга, 1997.
10.Культурология. ХХвек. : Энциклопедия. -СПб.: ООО"Алетейя".-Т.1.:А-Л.-1998.
11.Культурология. ХХвек. : Энциклопедия. -СПб.: Университетская книга.-.-Т.2.:М-Я.-1997.
12.Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред.Г.В.Драча.-2-е изд., доп., перераб.-Ростов н/Д:ФЕНИКС,2000.
13.Культурология: Учеб. пособие для студ. вузов/Под ред.А.Н.Марковой.-3-е изд.-М.: ЮНИТИ- ДАНА,2001.
14.Полищук В.И. Культурология: Учебник для студ. вузов.-М.:Гардарики,1999.
15.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры.-СПб.:СОЮЗ,1998.
16.Современный словарь по культурологии / Сост. В .В. Юров. -Минск: Современное слово,1999.
17.Мастера искусства об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. Т. 2. М.: Искусство, 1966. -С 108.
18.Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1997.
19. Освальд Шпенглер Закат Европы // http://lib.rus.ec/b/141740/read
2. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. (Опыт русской культурологии середины ХIX-XX веков)/ Ред. Е.Г.Вагина. -М.: ОГИ, 2000.
3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IХ-начала ХХ века: Экспериментальное Учеб. пособие для уч-ся ст. классов, для студ. вузов. -М.: ООО "Фирма МХК",2000.
4. Баукер Дж. Религии мира. Великие вероучения от древности до наших дней. – Лондон–М.: Дорлинг Киндерсли, Слово, 2000.
5. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учеб. пособие. - М: Рос. гос. гуманит.ун-т,1998.
6. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. - М: Издательский центр"Академия",1998.
7. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учеб. пособие для вузов. - М: Юрайт, 1999.
8. История и культурология: Учеб.пособие для студ. вузов/Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред.Н.В.Шишовой.-М: Логос,1999.
9. Культурология. ХХвек.:Словарь.-СПб.: Университетская книга, 1997.
10.Культурология. ХХвек. : Энциклопедия. -СПб.: ООО"Алетейя".-Т.1.:А-Л.-1998.
11.Культурология. ХХвек. : Энциклопедия. -СПб.: Университетская книга.-.-Т.2.:М-Я.-1997.
12.Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред.Г.В.Драча.-2-е изд., доп., перераб.-Ростов н/Д:ФЕНИКС,2000.
13.Культурология: Учеб. пособие для студ. вузов/Под ред.А.Н.Марковой.-3-е изд.-М.: ЮНИТИ- ДАНА,2001.
14.Полищук В.И. Культурология: Учебник для студ. вузов.-М.:Гардарики,1999.
15.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры.-СПб.:СОЮЗ,1998.
16.Современный словарь по культурологии / Сост. В .В. Юров. -Минск: Современное слово,1999.
17.Мастера искусства об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. Т. 2. М.: Искусство, 1966. -С 108.
18.Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1997.
19. Освальд Шпенглер Закат Европы // http://lib.rus.ec/b/141740/read
Комментариев нет:
Отправить комментарий