среда, 26 февраля 2014 г.

Культурный человек. Кто он?



Мы довольно легко распознаем людей разной культуры: француза, итальянца, японца, индийца, американца, русского…

Но по каким признакам?
По языку, одежде, минерам поведения, привычкам. Но и в одной стране есть люди разной культуры. Фермер, рабочий, преподаватель, врач, чиновник, бизнесмен, человек творческой профессии... 

Чем же они различаются?
И го­ворят они на одном языке, и одеваются примерно одинаково. Но у каждого свой социум, потому что характер труда у них различный. Именно труд сделал их людьми разных культур, т. е. различных профессиональных навыков, традиций, интересов, ориентации.
Человек - это субъект культуры, ее продукт и творец. Та или иная культурная традиция отражается в характере и внешнем облике людей, в их различных профессиональных навыках, традициях, интересах, ориентациях.
Невозможно воспитать культурного человека насилием, принуждением, несвободой. 
Свобода - это открытая ВОЗМОЖНОСТЬ найти свое в многообразии существую­щей культуры. Культура и свобода не­разрывно связаны: свобода творчества, свобода труда, свобода выбора профессии и образования и т. д.

Всякий человек есть человек определенной культуры, его часть, его зеркальное отражение.

Но значит ли это, что он — культурный человек? Кого мы отнесем к культурным людям? И почему так важно быть культурным человеком?

Об этом размышляли давно. И построили даже своеобраз­ные «модели» культурного человека. Они были различными в разные времена, но многое их объединяло.

  • Первой в истории моделью культурного человека считает­ся античная, или платоновская модель. Существовала она одновременно с древнекитайской, конфуцианской моделью. Вы помните, что Платон и Конфуций — это античный и древнекитайский мудрецы (примерно VII в. до н. э.).

Кого же можно считать культурным, согласно этой моде­ли?
  1. Прежде всего — образованного человека. Человека, спо­собного к длительному и целенаправленному образованию. Это не всякому доступно, поскольку предполагает предраспо­ложенность к тяжелому умственному труду. В этом некоторая избранность, неординарность культурного человека.
  2. Культурный человек внутренне организован, соб­ран. Древние вообще очень ценили умение владеть собой. Они говорили: «Владеющим собой выше завоевателя города». Только владеющий собой может стать правителем, считали они. Правда, стоит оговориться, что подобные рекомендации мудрецов никогда не проводились в жизнь; правители были людьми преимущественно других достоинств, а образованные люди не стремились к управлению. Позднее эта идея была заменена другой: культурные люди должны окружать прави­теля. Однако на практике это тоже не реализовывалось или же кончалось довольно плачевно: в своих неудачах правители винили советников и казнили их.
  3. И вот третья важная черта культурного человека, по мне­нию древних: нравственность. Культурный человек не может быть безнравственным.

Таково исторически первое представление о культурном человеке, оно соответствовало обществу неразвитых производительных сил и научно-технического прогресса.

  • Исторически вторая модель культурного человека соот­ветствовала бурной эпохе формирования капиталистических производственных отношений, ее культурный феномен — Воз­рождение (XIVXVI ни.). Это гуманистическая модель. Она предполагала резкое расширение сфер интересов человека, выход его на политическую арену. Человек не только стре­мится к знанию, но занимается общественной деятельностью. Знание, например, способствует его конфликту с церковью.
Вообразить себе культурного человека того времени помо­жет нам фигура Леонардо да Винчи. Это, как вы, конечно, знаете, великий итальянский художник. Но он был не только художником, а поражал своей разносторонностью даже совре­менников, хотя в эпоху Возрождения многие мастера зани­мались разнообразной творческой деятельностью. Леонардо не только был живописцем, но и скульптором, архитектором, а также анатомом, физиком, математиком, естествоиспытате­лем в широком смысле слова, инженером и изобразителем. Леонардо да Винчи был сильным и ловким, статным и красивым, превосходным наездником. Он был музыкантом и исполнял песни, сложен­ные им, под аккомпанемент им же сконструированной лютни. Это ученый-экспериментатор и несравненный собеседник. Одним словом, homo universale эпохи Возрождения.


Автопортрет Леонардо да Винчи

  • Новое время (XVII в.) характеризуется и новой моделью культурного человека. К обязательному требованию образо­ванности добавляется весьма существенное: специализация в какой-то области знаний. Эта тенденция реально отражала процесс разделения труда.
  • Наконец, наше время тоже явилось важной вехой на пути построения моделей культурного человека. Оно выдвинуло свое требование: культурный человек — это владеющий пла­нетарным мышлением.
Что оно означает?
Человек не может замыкаться на своей частной жизни (а также на своей рели­гии ли, нации ли, стране), а должен стать человеком планеты, всей Земли. Человек должен по возможности вла­деть комплексным знанием, быть готовым к расширению своего созна­ния, понимания жизни. Человеку сегодня нужно умение подойти к проб­леме со всех сторон, разных точек зрения.

Для чего это нужно?
В наше время необычайно возросла ответственность людей за судьбу планеты. В руках современного человека оказались мощные силы, представляющие опасность для самой жизни на Земле. Поэтому немаловажно, в чьих руках эти силы.

Важнейшим для нашего времени является требование культурного плюрализма, т. е. умения превзойти групповой интерес. Каждый человек стоит перед альтернативой гибели или раз­вития культуры. 

Освальд Шпенглер в своей книге "Закат Европы" утверждал, что умирая, культура превращается в цивилизацию. 

"...Культура умирает после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию. Ее жизненное существование, целый ряд великих эпох, в строгих контурах отмечающих постоянное совершенствование, есть глубоко внутренняя, страстная борьба за утверждение идеи против внешних сил хаоса и внутренней бессознательности, где угрожающе затаились эти противоборствующие силы. Не только художник борется с сопротивлением материала и уничтожением идеи внутри себя. Каждая культура находится в глубоко символической связи с материей и пространством, в котором и через которое она стремится реализироваться. Когда цель достигнута и идея, т. е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются — она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья...

Переоценка всех ценностей — таков внутренний характер всякой цивилизации. Она начинается с того, что переделывает все формы предшествовавшей культуры, иначе понимает их, иначе ими пользуется. Она ничего не создает, она только перетолковывает. В этом — негативная сторона всех эпох подобного рода. Они не предполагают предшествующий подлинный творческий акт. Они только вступают во владение наследством больших действительностей..."

Но мы же с вами не хотим превращения культуры в цивилизацию? Правда?


Итак, мы получили своеобразную схему исторических мо­делей культурного человека:

IV  Современное представление. XX в.   Широкое образование, планетарное мышление, культурный плю­рализм
III   Новое время. XVII в.  Специализация в одной области знания
II  Эпоха Возрождения. Гуманистическая модель XIVXVI вв. Широкая    образованность, homo universale
I   Эпоха античности. Платоновская модель. VII в. до н. э. Образование, самообладание, нравственность.

Теперь перейдем от общего к частному. Поразмышляем...
Культурные ли мы с вами? Как ответим?

Самому себе, конечно, давать оценку трудно, лучше понаблюдать за другими.

Обычно, о куль­турном или, напротив, некультурном человеке мы сначала судим по его внешнему поведению в социуме. А уже потом оцениваем его внутреннее состояние, его чувства и разум. Так, культурный че­ловек не позволит себе громко беседовать со знакомым в транспорте, ехать без оплаты, сидеть в присутствии женщины, он сдержан, вежлив, корректен. Культура челове­ка — это его манеры, привычки, способы действия, его инте­ресы и оценки.

Хамство — это антипод куль­туре. Культурный человек обязан уважать иную культуру, хотя он к ней и не принадлежит.

Как мы отличим культурного человека?
Его главный при­знак — способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей собственной культуры и культуры других стран. И конечно, не только это, но и — способность воспри­нимать, усваивать это богатство. 




Способность стать культур­ным - это труд, знание, образование, умение общаться, нравствен­ность, терпимость к инакомыслию. Последнее очень важно, это умение слушать и слышать не только себя или своих еди­номышленников, а способность понять человека иной культу­ры, веры, мышления.


Литература
   1.  Антология  исследований  культуры. -СПб: Университетская книга. -Т.1: Интерпретация культуры. -1997. - (Культурология ХХ в.).
2.  Асоян  Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. (Опыт русской культурологии середины ХIX-XX  веков)/ Ред. Е.Г.Вагина. -М.: ОГИ, 2000.
3.  Балакина  Т.И. Мировая художественная культура. Россия IХ-начала ХХ века: Экспериментальное  Учеб. пособие для уч-ся ст. классов, для  студ. вузов.  -М.: ООО "Фирма МХК",2000.
4.  Баукер Дж. Религии мира. Великие вероучения от древности до наших дней. – Лондон–М.: Дорлинг Киндерсли, Слово, 2000.
5.  Белик А.А. Культурология. Антропологические теории  культур: Учеб.  пособие. - М: Рос. гос. гуманит.ун-т,1998.
6.  Гачев  Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. - М: Издательский центр"Академия",1998.
7.  Гриненко  Г.В. Хрестоматия по истории мировой  культуры: Учеб. пособие для вузов. - М: Юрайт, 1999.
8.  История  и  культурология: Учеб.пособие для студ. вузов/Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и   др.; Под ред.Н.В.Шишовой.-М: Логос,1999.
9.  Культурология. ХХвек.:Словарь.-СПб.: Университетская  книга, 1997.
10.Культурология. ХХвек. : Энциклопедия. -СПб.: ООО"Алетейя".-Т.1.:А-Л.-1998.
11.Культурология. ХХвек. : Энциклопедия. -СПб.: Университетская  книга.-.-Т.2.:М-Я.-1997.
12.Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред.Г.В.Драча.-2-е изд., доп., перераб.-Ростов н/Д:ФЕНИКС,2000.
13.Культурология: Учеб.  пособие  для  студ. вузов/Под ред.А.Н.Марковой.-3-е изд.-М.: ЮНИТИ- ДАНА,2001.
14.Полищук В.И. Культурология: Учебник для студ. вузов.-М.:Гардарики,1999.
15.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории  и истории культуры.-СПб.:СОЮЗ,1998.
16.Современный словарь по культурологии / Сост. В .В. Юров. -Минск: Современное слово,1999.
17.Мастера искусства об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. Т. 2. М.: Искусство, 1966. -С 108. 
18.Хоруженко  К. М. Культурология. Энциклопедический  словарь. -Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1997.
19. Освальд Шпенглер Закат Европы // http://lib.rus.ec/b/141740/read



Комментариев нет:

Отправить комментарий