пятница, 28 февраля 2014 г.

Весна Священная общечеловечна (Николай Рерих)

Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают...


Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются ос­новными чувствованиями "Весны Священной". Мы не можем при­нимать "Весну" только как русскую или как славянскую... Она го­раздо более древняя, она общечеловечна.

Николай Рерих



Обращение в аудитории Ваннамэкера на собрании Лиги Композиторов, Нью Йорк, 1930

Николай Рерих Conceive clothing (Stone Age). 1908
Много лет тому назад у меня была картина "Задумывают Одежду". В этой картине были выражены первые мысли женщины об одежде, первые орнаменты, первые руны украшения. Удиви­тельно было сознавать, насколько эти первичные орнаменты были сходны с украшениями наших дней.

Вы, конечно, знаете, что сейчас в Париже в большой моде скифское искусство, которое многие авторы считают предтечею ку­бизма.

В 1922 г. в Чикаго во время постановки "Снегурочки" мас­терские Маршала Фильда произвели интересный опыт: построить современные костюмы на орнаментах или линиях доисториче­ских славянских одеяний. Поучительно было видеть, насколько многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами.

Николай Рерих Снегурочка и Лель. 1921

В связи с сопоставлением древнейшего и новейшего вспоми­наю, как в Тибете нам приходилось показывать изображения небо­скребов и можно было наблюдать, как народ, видевший их впер­вые, принимал их с полным пониманием, сравнивая с семнадцатью этажами знаменитой Поталы-дворца Далай-Ламы. И не только по высоте принимал народ небоскребы, но он оценивал и сходство са­мого существа постройки со своими древнейшими зданиями. Так, опять мы могли видеть, как самая древняя и самая современная мысль созвучат.

Николай Рерих Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского «Весна священная». 1930

В дневнике моем имеется страница, посвященная первой по­становке "Священной Весны" в Париже в 1913 году:

"Восемнадцать лет прошло с тех пор, как мы со Стравинским сидели в Талашкине, у княгини Тенишевой в расписном Малютинском домике и вырабатывали основу "Священной Весны". Княгиня просила нас написать на балках этого сказочного доми­ка что-нибудь на память из "Весны". Вероятно, и теперь какие-то фрагменты наших написаний остаются на цветной балке. Но знают ли теперешние обитатели этого дома, что и почему напи­сано там?
Хорошее было время, когда строился Храм Святого Духа и заканчивались картины "Человечьи Праотцы", "Древо Преблагое Врагам Озлобление" и эскизы "Царицы Небесной". Холмы Смо­ленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подо­бные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном Пастухе Леле и Купаве, или, как сказал бы Индус, о Кришне и Гопи. Нельзя не отметить, что сыны Востока совершенно определенно узнавали в образе Леля и Купавы великого Кришну и Гопи. В этих вечных понятиях опять сплеталась мудрость Востока с лучшими изображениями Запада. С полным сознанием я говорил в Индии на вопрос о разнице Востока и Запада: — "Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают".

Николай Рерих Великая жертва. 1912

Пришла война, Стравинский оказался за границей. Слышно было, что мои эскизы к "Весне" были уничтожены в его галицийском имении. Была уничтожена и "Ункрада". Многое прошло, но вечное остается. В течение этих лет мы наблюдали, как в Азии еще звучат вечные ритмы "Весны Священной". Мы слышали, как в свя­щенных горах и пустынях звучали песни, сложенные не для людей, но для самой Великой Пустыни. Монгол-певец отказывался повто­рить случайно услышанную песню, потому что он поет лишь для Великой Пустыни. И мы вспоминали Стравинского, как он влагал в симфонию "Весны" великие ритмы человеческих устремлений. За­тем в Кашмире мы наблюдали величественный Праздник Весны с фантастическими танцами факелов. И опять мы восклицали, в вос­торге вспоминая Стравинского.

Николай Рерих Весна Священная. 1945

Когда в горных монастырях мы слышали гремящие гигантские трубы и восхищались фантастикой священных танцев, полных сим­волических ритмов, опять имена Стравинского, Стоковского, Про­кофьева приходили на ум.

Николай Рерих The scene with three figures in costumes. 1920

Когда в Сиккиме мы присутствовали на празднествах в честь великой Кинченджунги, мы чувствовали то же единение с вечным стремлением к возвышенному, которое создало прекрасный поэти­ческий облик Шивы, испившего яд мира во спасение человечества. Чувствовались все великие Искупители и Герои и Творцы челове­ческих восхождений.

Николай Рерих Девушки. 1944

Тогда уже "Весна" признана всюду и никакие предрассудки и суеверия не боролись против меня. Но нельзя не вспомнить, как во время первого представления в Париже, в мае 1913 года, весь театр свистел и ревел, так что даже заглушал оркестр. Кто зна­ет, может быть в этот момент они в душе ликовали, выражая это чувство, как самые примитивные народы. Но, должен сказать, эта дикая примитивность не имела ничего общего с изысканною примитивностью наших предков, для кого ритм, священный сим­вол и утонченность движения были величайшими и священней­шими понятиями.



Думалось, неужели тысячи лет должны пройти, чтобы уви­деть, как люди могут стать условными и насколько предрассудки и суеверия еще могут жить в наше, казалось бы, цивилизованное время. С трудом понимают люди, как честно приближаться к действительности. Жалкое самомнение и невежественная услов­ность легко могут затемнять и скрывать великую действитель­ность. Но для меня является драгоценным знаком засвидетельст­вовать, что в течение десяти лет моей работы в Америке я не по­чувствовал дешевого шовинизма или ханжества. Может быть, но­вая комбинация наций охраняет Америку от ядовитой мелочно­сти. А наследие великой культуры Майев и Ацтеков дают героическую основу широким движениям этой страны. Поистине, здесь в Америке вы не должны быть отрицателем. Так много пре­красного возможно здесь, и мы можем сохранить нашу положи­тельность и восприимчивость. Можно чувствовать наэлектризованность, насыщенность энергии этой страны; в этой энергии мы можем сознавать положительные элементы жизни.

Николай Рерих Поцелуй земле. 1912

Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются ос­новными чувствованиями "Весны Священной". Мы не можем при­нимать "Весну" только как русскую или как славянскую... Она го­раздо более древняя, она общечеловечна.

Николай Рерих Весна Священная. 1912

Это вечный праздник души. Это восхищение любви и само­пожертвования не под ножом свирепой условщины, но в восхи­щении духа, в слиянии нашего земного существования с Вы­шним.

На расписной балке Тенишевского дома записаны руны "Вес­ны". Княгиня Тенишева, преданная собирательница и создательни­ца многого незабываемого, уже ушла. Нижинский уже более не с нами, и уже Дягилев творит по-новому в духовных сферах.

Николай Рерих Люди. 1914

И все же "Весна Священная" нова, и молодежь принимает "Весну" как новое понятие. Может быть, вечная новизна "Весны" в том, что священность Весны вечна и любовь вечна, и самопо­жертвование вечно. Так, в этом вечном обновленном понимании, Стравинский касается вечного в музыке. Он был нов, потому что прикоснулся к будущему, как Великий Змий в кольце касается Прошлого.



И волшебник созвучий, наш друг Стоковский, тонко чувст­вует истину и красоту. Чудесно, как жрец древности, он оживля­ет в жизни священный лад, соединяющий великое прошлое с бу­дущим.

Правда, прекрасен в Кашмире праздник огней! Прекрасны ги­гантские трубы горных монастырей! Из-за Кинченджунги началось великое переселение, несение вечной "Священной Весны!".

Николай Рерих Девушка. 1913

Мы знаем, насколько нежелательно одно распространение без утончения. Везде, где мы видим распространение без утонче­ния, везде оно выражается в жестокости и грубости. Отчего по­гибли великаны? Конечно потому, что рост их был несравним с утонченностью. Не забудем и другое. Вспомним, когда в 1921 году в Аризоне я показывал фотографии Монголов местным Индейцам, они воскли­цали: "Они ведь Индейцы! Они наши братья!". И так же точно, когда затем в Монголии я показывал Монголам изображения Аме­риканских Индейцев в Санта-Фе, они узнавали в них своих бли­жайших родственников. Они поведали замечательную сказку: "В давние времена жили два брата. Но повернулся Огненный Змий, и раскололась Земля, и с тех пор разлучились родные. Но вечно ждут они весть о брате и знают, что близко время, когда Огненная Птица принесет им эту желанную весть". Так, в простых словах от древнейших времен люди устремляются в будущее.

Николай Рерих Старейший-мудрейший. Эскиз декорации. 1944

Когда вы в Азии, вы можете видеть вокруг себя многое заме­чательное, что в условиях колыбели народов совершенно не ка­жется сверхъестественным. Вы легко встречаетесь с великими проблемами, заключенными в прекрасные символы. Мы всегда мечтаем иметь театр в жизни. В Азии вы имеете его ежедневно. В Монголии во время многодневных священных торжеств вы ви­дите и замечательные танцы и глубокую символику. В пустынях перед вами несут древние знамена и священные изображения в оправе тысяч народа, в громе трубном, в прекрасных красках ко­стюмов и горных сверканий. И все это является выражением жизни. Если вы допущены принять участие в этой жизни, вы ви­дите, насколько она сливается с природою; очень ценно это ощу­щение.

Николай Рерих The scene with eight figures in costumes. 1913

Во время священных танцев вы вспомните множества пре­красных сказаний, сотканных вокруг искусства и музыки Восто­ка. В Тибете вы услышите, почему так величественны трубы и так мощен их звук. Вам скажут: "Однажды Властитель Тибета пригласил для очищения Учения великого Учителя Индии. Под­нялся вопрос, как необычно встретить этого великого гостя. Не­возможно встретить духовного Учителя золотом, серебром и дра­гоценными камнями. Но Лама имел видение и указал Властите­лю соорудить особые гигантские трубы, чтобы встретить Учителя особыми новыми звуками". Разве это прекрасное почитание зву­ка, как такового, не напоминает вам искание современных композиторов?



Вспомните орнаменты и рисунки Американских Индейцев в их старых становищах. Эти рисунки полны замечательного зна­чения и напоминают о необыкновенной древности своей, ведя ко временам единого языка. Так, наблюдая и объединяя националь­ные символы, мы выясняем историческое значение чистого ри­сунка. В этом первичном начертании вы видите мысли о космого­нии, о символах природы. В радуге, в молнии, в облаках вы ви­дите всю историю устремлений к прекрасному. Эти начертания объединят давно разъединенное сознание народов; они те же, как и в Аризоне, так и в Монголии, так и в Сибири. Те же начерта­ния, как на скалах Тибета и Ладака, так и на камнях Кавказа, Венгрии и Норвегии.

Николай Рерих Three personages. 1913

Эти обобщающие осознания должны быть особенно ценны те­перь, когда так обострено стремление к эволюции. Человечество устремляется освободиться от старых форм и создать что-то но­вое. Но, чтобы создать что-то новое, мы раньше должны знать все древние источники. Только тогда мы можем мечтать об Оза­рении жизни.

Николай Рерих
1930





Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит.
Рерих Н. К. Об искусстве

Святослав Рерих Портрет Николая Рериха у скульптуры Гуга Чохана 

P.S.
Никола́й Константи́нович Ре́рих (27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.

Рерих Н. К. Об искусстве. — М.: Международный Центр Рерихов, 2005. — С. 116.



Комментариев нет:

Отправить комментарий