суббота, 21 февраля 2015 г.

Успех и карьера деловой личности


...он просто полагался на озарившую его идею и был в этом последователен; Пеш воплощал тип человека, которому суждена удача, ибо решает не идея, а последовательность…

Эрих Мария Ремарк "Станция на горизонте"

Человек должен сам строить свою жизнь, делать себе карьеру, иначе его удел — унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха.

Теодор Драйзер "Титан"



1. Что такое «успех»?
2. Какие особенности личности указывают на ее предрасположенность к успешному поведению?
3. Под влиянием каких факторов формируется потребность в достижении, мотив достижения личности?
4. Какие формы успеха существуют?
5. Что такое карьера?
6. Что такое профессия с точки зрения психологии?
7. На основе каких признаков можно определить тип карьеры личности?


Что такое личность?

Личность – это результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

1. Что такое «успех»?


Исследование успеха как одной из ведущих жизненных ценностей человека давно стало традицией за рубежом. Многие известные философы, социологи и психологи представляли историю формирования ориентации на успех как концентрированное выражение духа всей цивилизации.
Проблема успеха волновала людей еще в древности.
Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как успеха и неуспеха, отмечал, и что они выражаются в способностях и усилиях личности, направляемых на достижение определенного результата (материального уровня жизни).
Мотивам славы и признания большое внимание уделял в своих диалогах Платон. Слава, по его мнению, — форма признания тех или иных заслуг личности, оценка реальных и мнимых достоинств человека.
Социальная ориентация на успех наиболее ярко проявилась в следующих исторических формах:

  • ·        агона у древних гре­ков;
  • ·        в протестантской трудовой этике.
Загадка «греческого чуда» объясняется ориентацией древних греков на успех и первенство в делах не только жизненной важности, но и в не обусловленных прямой необходимостью. Именно на основе становления устремления к достижению, в атмосфере соревновательности происходит высвобождение внутренних стимулов во всех видах деятельности индивида. Возникает «агональный» тип личности, ориентированный на:

  • ·        раскрытие творческого потенциала,
  • ·        высокий уровень воплощения способностей,
  • ·        эффективность в достижениях,
  • ·        победу в состязаниях.
Ориентация грека на соперничество не была подчинена рациональным, а тем более утилитарным соображениям, но была связана с демонстрацией мастерства. Это можно увидеть на примере проведенного Платоном анализа стремления древнего грека к славе. Платон высоко оценивал это явление, видя в нем одну из движущих сил цивилизации.
Идея «успеха» в культуре была сформулирована в контексте сложного духовного и психологического образования. Становление этой идеи отразило противоречивый процесс возник­новения и утверждения массового социально-психологичес­кого типа личности.
Он воплотил противоречивое слияние многообразных качеств, характеризующих личность как субъ­екта прежде всего экономической соревновательной деятель­ности, таких, как:

  • ·        честолюбие,
  • ·        предприимчивость,
  • ·        стремление побеждать,
  • ·        трудолюбие,
  • ·        дисциплинированность,
  • ·        прилежание,
  • ·        склонность к риску,
  • ·        независимость ума,
  • ·        самостоятельность,
  • ·        упорство в достижении цели,
  • ·        практицизм и расчетливость.
Такой личности свойственна традиционная жизненная ориентация на достижения, стимулирующие практические усилия и устремления, которые при этом ассоциируются с индивидуальным успехом, с популярным образом «человека, сделавшего самого себя». Высокая потребность в достижениях как соци­альная установка преломляется через индивидуальный мир личности и в представлениях о собственном «Я» выражается в высоком уровне притязаний, в системе мотивации при поста­новке целей.
С конца 50-х гг. в науке стремление к ус­пеху считалось чуть ли не главным социокультурным мотивом человеческой деятельности.
Экспериментальные исследования 70—80-х гг. привели большую часть ученых к выводу, что в массо­вом сознании постсовременного общества старая формула ус­пеха «индивидуализированный успех через соревнование» за­менена на новую формулу с иным содержанием — «личный ус­пех через кооперацию». При кооперационной модели поведе­ния, предполагающей наличие кооперационных целей, люди, осознавая, что их успех «совместный», помогают друг другу, из­бегают конфликтов, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Реализуя такую модель поведения, они чув­ствуют себя психологически более комфортно.
Успех связан с социальной природой человека, с проявле­нием его сущностного начала. Для нормального психологиче­ского развития личности возможно при динамическом равно­весии двух взаимосвязанных сторон его жизненного процес­са, в которых проявляются тенденции взаимодействия лично­сти с обществом: «включенность» в социум и «обособление» от него, т.е. слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время выделиться, быть замеченным в своих действиях, при­знанным. Противоречие между этими тенденциями задает главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности. (Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, вы­делиться в нем, соответствовать социальным параметрам пре­успевания.)
Направленность на успех — это осознанное и целенаправ­ленное поведение, ориентированное на реализацию общест­венных требований (норм, ценностей, стандартов) и оцениваемое исходя из них.
Немецкие ученые В. Фридрих и А. Хофман утверждают, что поведение, направленное на успех, является частным видом человеческой деятельности. Данный тип поведения служит средством и продуктом развития личности, отражая ее, воспроизводит и изменяет одновременно. Инди­видуальное поведение, направленное на успех, определяется способностями, диспозициями к достижениям, их мотивами. Существенную роль в возникновении мотивации успеха игра­ют ценностные структуры личности, оценка достигнутого.
Формирование поведения, ориентированного на успех, происходит непосредственно через семью и косвенно — че­рез социальные институты. Сложившись под воздействием группового влияния, диспозиции к достижению успеха «пере­шагивают» границы групповой принадлежности. В качестве всеобщих диспозиций они входят в структуру личности и тем самым определяют выбор групп, уровень достижений которых соответствует возросшим требованиям личности. Активное поведение, ориентированное на успех, проявляется не только в учебной или социально-профессиональной деятельности, его можно наблюдать практически во всех сферах жизнедея­тельности личности и поэтому можно обозначить как высоко-генерализованное качество личности.
Конкуренция, соревнование повышают индивидуальную готовность к успеху. Кроме того, сообщество может так координировать достижения своих членов, что в итоге групповой успех оказывается выше суммы индивидуальных достижений. В общем виде можно дать следующее определение успеха. Ус­пех — положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих соци­альные ориентиры общества. Он выступает формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания.



2. Какие особенности личности указывают на ее предрасположенность к успешному поведению?

Существуют два направления, в рамках которых анализируют­ся механизмы успешной деятельности индивида.
К первому направлению можно отнести биологически ориентированные теории одаренности, авторы которых сводят причины успеха личности к особенностям органической конституции челове­ка, его индивидуальным биологическим особенностям. Они считают, что существенную роль в процессе обретения успеха играют интеллект, духовное овладение значимыми для лично­сти сферами. Так, психологи, сторонники этого направления, на основе анализа соотношения между достиг­нутым результатом, силой мотива и одаренностью, утвержда­ют, что достижимость успеха, как правило, есть не вопрос си­лы мотивации или приложения стараний, а различий в спо­собностях, знаниях, умениях, навыках и т.п. Этой позиции придерживается отечественный психолог В.П. Симонов, счи­тая, что для успешного удовлетворения своих многочислен­ных потребностей человек должен многое знать, иначе гово­ря, быть вооружен соответствующими способами и средства­ми; у него должна быть развита так называемая мотивация компетентности, но не в смысле простого накопления и усвое­ния знаний, а в смысле потенциальной готовности человека решать поставленные задачи со знанием дела.
Согласно позиции Д. Гольмана, известного психолога, про­фессора Гарвардского университета, великая революция XXI в. состоит в реванше чувства над интеллектом. Если ранее в за­падном мире мерилом способностей человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллек­туальный коэффициент IQ, то в настоящее время он уступает место эмоциональному коэффициенту EQ — способности личности слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, умение принять правильное решение и, ос­таваясь спокойным, оптимистично оценивать сложную ситуацию. Коэффициент EQ стал новым ключом к успеху: «С хорошим IQ вас возьмут на работу, с хорошим EQ — продвинут по службе».
Гольман провел тестирование специалистов несколь­ких фирм. Результаты показали, что лучшими сотрудниками являются не те, у кого самый высокий IQ или диплом самого престижного университета, наоборот, это те люди, которые благодаря своим личным качествам добились успеха на пере­ломных этапах.
Например, когда они сталкиваются с пробле­мой и просят помощи для ее решения, они тут же получают ее, а другим на их месте пришлось бы ждать ответа несколько дней. Огромная роль в EQ принадлежит коммуникативным на­выкам личности, умению эффективно выстраивать взаимоот­ношения с другими людьми.
Второе направление, анализирующее механизмы успеш­ной деятельности, наиболее разработано как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Исследователи, изучая че­ловеческие факторы эффективности деятельности, детерми­нанты социального и профессионального успеха личности, пришли к заключению, что ее продуктивность зависит не только от способностей человека, его подготовленности, но и от уровня мотивации, от характера цели и желания работать.
Концепция мотивации достижения является основой для большинства учений зарубежной социальной психологии.
Мотивация достижения (N-Achievement) в науке оп­ределяется по-разному:

  • ·        Согласно Ф. Мак-Клелланду, как стрем­ление проявить возможно более высокую степень собствен­ных способностей и усилий при достижении успеха,
  • ·        По ут­верждению Дж. Аткинсона, как способность испытывать гор­дость за свое трудолюбие при успехе, В.У. Майер определяет ее как стремление уменьшить существующую неопределенность,
  • ·        Б. Вайнер — как стремление получить больше информации о себе.
  • ·     Различные определения мотивации достижения предла­гает X. Хекхаузен: это и когнитивная диспозиция, и индивиду­ально-специфические способы функционирования процес­сов мотивации, понимаемых как информационный процесс 11 «система оценки».
В конце 50-х гг. Дж. Аткинсон отметил существование в структуре мотивации достижения мотива стремления к успеху и мотива избегания неуспеха, а активность личности понималась как результат этих двух противоположных мотивационных тенденций, которые также сложны по своему составу, так как в них наряду с постоянными личностными диспозициями входят и ситуационные детерминанты.
Большой вклад в выявление психологических причин успе­ха личности внесли представители школы К. Левина, изучав­шие в ряде экспериментальных исследований вопрос о влия­нии уровня притязаний, самооценки и уровня достижений. Еще У. Джемс, писал, что наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение можно представить как отношение наших дей­ственных способностей к потенциальным, а если записать это в виде дроби, числитель которой выражает наш активный ус­пех, а знаменатель наши претензии:

Самоуважение = Успех / Притязания

В ходе исследований выяснилось, что одна личность вос­принимает достигнутый результат как успех, а другая — как не­успех, что определяется уровнем притязаний личности, а не степенью трудности самой задачи. Если результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, ес­ли не достигает — ощущение неуспеха, причем успех или неус­пех действия влияют на уровень притязаний в последующей деятельности личности. Как правило, после успеха уровень притязаний повышается, а после неуспеха снижается.
Еще одна психологическая составляющая успеха личнос­ти — локус контроля (от лат. locus — место), под которым объ­ективно понимают склонность личности видеть источники управления свой жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.
Если человек принимает на себя ответственность за большую часть успехов и неуспехов, проис­ходящих в его жизни, объясняя их своим поведением, характе­ром, способностями, то это говорит о том, что данная лич­ность обладает внутренним (интернальным) контролем. Если человек имеет склонность приписывать ответственность за ус­пехи и неуспехи внешним факторам, видя их причины в дру­гих людях, в окружающей среде, в судьбе, в случае, то это сви­детельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.
Ученый Т. Роттер, предложивший эти тер­мины, считает, что интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сфор­мированными в процессе социализации.
Изучая связи между ценностью вознаграждения и ответственностью за результа­ты, Н. Фетер, Т. Роттер показали, что как удовлетворенность ус­пехом, так и неудовлетворенность неудачей растут пропорционально степени интернальности контроля. Результат деятельности личности приобретает положительный или отрицательный знак лишь в той мере, в какой тот имеет для индиви­да значение его собственного достижения. Вообще результат деятельности личности становится успехом в точном смысле этого слова тог­да, когда он приписывается личным усилиям индивида.
Итак, уровень успешности поведения личности зависит от многих ее индивидуально-психологических особенностей:

  • ·        от степени развития аффективно-волевой сферы,
  • ·        познавательных способностей,
  • ·        от уровня ее самоосознания,
  • ·        отношения к своему Я и не-Я,
  • ·        от меры доверия к миру и к себе,
  • ·        от характера,
  • ·        системы оценок и самооценок,
  • ·        уровня притязаний,
  • ·        мотивации достижения,
  • ·        от интернальности или экстернальности локуса контроля,
  • ·        от системы ее ценностных ориентации,
  • ·        от ком­муникативных навыков,
  • ·        от уверенности в себе,
  • ·        от способнос­тей к самоутверждению.

3. Под влиянием каких факторов формируется потребность в достижении, мотив достижения личности?

Важнейшей потребностью, определяющей нацеленность лич­ности на успех, является потребность в достижении. Сущест­вуют две психологические теории, объясняющие ее природу.

  • ·        Первая из них говорит о главенствующей роли биогенетичес­ких факторов в формировании потребности в достижении;
  • ·        вторая — подчеркивает роль социальных факторов в форми­ровании этой потребности.
В конце 70-х годов ученым Ауке Теллегеном сделан следующий вывод: жажда успеха, честолюбие и склонность упорно добиваться цели на 46% определяются ге­нами, хотя в большей мере потребность в достижении форми­руется у личности под воздействием социальных факторов.
По мнению российского психолога Ю. М. Орлова, потреб­ность в достижении, в успехе — одна из фундаментальных со­циальных потребностей человека; она не наследуется, а фор­мируется под влиянием социогенных факторов и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стрем­лении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сде­лать что-то лучше, чем раньше, оригинально решить возник­шую проблему.
Эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Среди социальных потребностей личности чаще всего есть одна или несколько преобладающих, которые влияют на ее направленность, идеа­лы, жизненные цели, стремления. Если преобладает потреб­ность в достижении, то личность получает удовлетворение от восприятия разницы между старым и новым уровнем исполне­ния какой-либо деятельности, так как это различие имеет для нее особое эмоциональное значение.
«Достигающей личнос­ти» нередко безразлично, что представляет собой эта деятель­ность, главное для нее — это возможность повысить уровень исполнения своих действий. «Достигающие личности» состав­ляют золотой фонд человечества», — утверждает Ю.М. Орлов.
Потребность в достижении начинает формироваться во взаимоотношениях ребенка с матерью. Сравнительные иссле­дования семей, где обоих родителей отличает высокая потреб­ность в достижении, показали, что их дети могут и не иметь ее в такой ярко выраженной степени
Более того, у детей, матери которых обладают очень сильной потребностью в достиже­нии, эта потребность не развивается или развивается слабо, поскольку матери с высокой потребностью в достижении ори­ентированы главным образом на успехи вне семьи. Им не уда­ется сохранять необходимый уровень эмоциональных кон­тактов с ребенком, чтобы стимулировать в нем развитие этого качества.
Наивысшая потребность в достижении наблюдается у детей, чьи матери имеют достаточно времени для общения с ребенком, особенно в дошкольном возрасте. Теплые эмоцио­нальные отношения в семье, в частности между матерью и ре­бенком и между матерью и отцом, сочетающиеся с умеренной потребностью в достижениях у матери и демократической системой социального контроля в семье, способствуют развитию у ребенка сильной потребности в достижении.
В семьях с суровой дисциплиной и жестким контролем, ориентированным на обнаружение ошибок и промахов в поведении детей, создаются условия, в которых эмоциональное значение наказания за неудачу становится больше эмоционального значения поощрения за успех. Тогда потребность в достижении не формируется, а вместо нее складываются структуры защитного поведения, которые называют потребностью в избегании неудачи.
Итак, образ жизни, эмоциональные контакты в семье, в ча­стности любовь, создают именно ту атмосферу, в которой со­зревает человеческая потребность в достижении или в избега­нии неудачи.
Индивидуально-психологические особенности личности, значимые в предрасположенности личности к успешному по­ведению, неразрывно связаны с позитивным образом собст­венного Я.
Д. Мак-Клелланд проследил развитие мотивации достижения у одних и тех же индивидов начиная с 7—8 лет вплоть до 20-летнего возраста и сделал вывод, что в ес­тественных условиях жизни человека мотив достижения суще­ственно не изменяется.
Таким образом, формирование у личности ориентации на успех, инициативы, самостоятельного жизнетворчества должно базироваться на более эффективном использовании всех социальных институтов, на выработке адекватных соци­альных стимулов поведения, ориентирующих личность на достижения с учетом различных путей ее развития. «Пере­программирование» поведения личности с «пораженческой» модели на «достиженческук» является решаемой задачей, но достижение позитивного результата на этом пути требует значительных усилий, так как связан с изменением многих мотивационных компонентов структуры личности, в целом всего образа Я.




4. Какие формы успеха существуют?

Достижение успеха — единый процесс самореализации лич­ности и ее самоутверждения в социуме. Ориентация личности на жизненные, профессиональные, творческие достижения может осуществляться в разных формах успеха.
Формы успеха:

  • ·        успех-популярность;
  • ·        успех как признание авторитетными «значимыми другими»;
  • ·        ус­пех-преодоление и самопреодоление;
  • ·        успех-призвание.
1. В прямом понимании успех — это вообще признание, по­пулярность в обществе. В данном случае в успехе фокусируется общественное признание способностей человека, степени его одаренности, талантов. Но для успеха-популярности облада­ния ими недостаточно, личности необходимо суметь еще и «преподнести» себя. По словам известного психолога Э. Фромма, «каждый из нас должен предложить особый тип личности, который независимо от их различий должен удов­летворять одному условию — пользоваться спросом». Данная форма ориентации на успех, успех-популярность, достаточно характерна для психологии личности конкурентного, рыночного общества, но ее гиперразвитие чревато психологическим неблагополучием.
2. Для психологически здоровой личности важно не просто стать знаменитой любой ценой, завоевать уважение, популярность, получить социальное признание, иметь успех. Самосознание и самооценка личности проявляются в избирательной значимости успеха или неуспеха для нее самой, в среде «значимых других» (семьи, друзей, коллег по профессии, авторитет­ных экспертов). Это дает основание говорить о второй форме успеха — успехе как признании авторитетными «значимыми другими». Именно в этом проявляется избирательность лично­сти, для которой важен не любой успех, не любое признание, а только значимое для нее самой. Лишь в этом случае признание выступает реальной силой, побуждающей к деятельности.
3. Для формирования и развития личности важен не только успех как признание результатов ее деятельности, но и успех как преодоление, разрешение конкретных проблем и проти­воречий жизни. Это третья форма человеческого успеха — ус­пех-преодоление и самопреодоление.
История свидетельствует, что жизнь подавляющего большинства выдающихся лю­дей, отмеченная знаком успеха, была до предела насыщена борьбой. Им непрерывно приходилось преодолевать бесчисленные преграды, напрягая свои способности и волю, вкла­дывая колоссальный труд в дело, которому они себя посвяти­ли.
Успех как преодоление является важным фактором разви­тия личности. Он выступает не просто как преодоление ка­ких-то внешних преград, но как самоопределение, самоста­новление, самотворчество личности. Достижение успеха при разрешении казалось бы непреодолимых проблем и полу­ченный при этом опыт преодоления трудностей составляют ценный багаж для самотворчества личности. Они являются основой того, чтобы для самой личности ее собственные дея­тельные силы стали реальностью, были осознаны, оценены, освоены как фундамент дальнейшего самостановления и са­мовыражения.
Четвертая форма успеха личности — это успех-призвание. Часто на пути к успеху человек получает удовлетворение не столько от конечного результата, хотя это и присутствует, сколько от самого процесса его достижения. Для «достигаю­щей» личности с ярко выраженной потребнос­тью в самоутверждении, достижении успех является полновес­ной ценностью и детерминантой самотворчества. «Достигаю­щая» личность работает не покладая рук над решением опре­деленной проблемы, причем не только ради достижения по­ставленной цели или общественного признания, но нередко и просто для получения определенного удовлетворения от са­мой деятельности.
Деятельность сама по себе несет для нее смысл, а все остальное (удовлетворение потребности в пре­стиже, славе, признании, статусе, материальном вознагражде­нии) имеет значение лишь во вторую очередь. Личность в этом случае как бы призвана самоосуществиться в данном ви­де деятельности, она стремится самореализоваться, «отдать» себя творчеству, служа идее, следуя долгу.
В успехе-призвании зачастую выражается смысловое понятие «успех», противопо­ложное понятию «успех-признание».
Российский психолог Г. А. Тульчинский выделяет четыре ос­новные формы успеха:
1) результативный успех, приносящий личности некоторое социальное признание, «популярность»;
2) успех, выражающийся для личности в признании со сторо­ны «значимых других»;
3) успех — преодоление трудностей в форме самопреодоления;
4) успех — реализация призвания, когда прежде всего значимы не результат, а сама деятельность.




5. Что такое карьера?

Термин «карьера» (от итал. camera — бег, жизненный путь, поприще) понимается как «род занятий, профессия; путь к ус­пехам, видному положению в обществе, на служебном попри­ще; а также самое достижение такого положения» (Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1986. С. 231.), а также как «успешное продвижение в области общественной, слу­жебной, научной и пр. деятельности» и как «род занятий, про­фессия» (Словарь иностранных слов. - М, 1988. С. 218.). В английском языке этимология «карьеры» позволя­ет выделить сходные с употребляющимися в русском языке значения:

  • ·        род занятий и профессия, часто требующая специ­альной подготовки;
  • ·        работа жизни;
  • ·        успех в профессиональ­ной деятельности;
  • ·        линия поведения и направление действий;
  • ·        иметь профессию или специальность.
Например, слову «ка­рьеризм» присущ явно негативный оттенок, так как оно озна­чает погоню «за успехом в служебной, научной и пр. деятель­ности, вызванной стремлением к личному благополучию» (Словарь иностранных слов. - М, 1988. – С. 219.).
И конечно, против термина «карьера» настраивает такая фор­мулировка: «для карьериста жизненным принципом является не служение общественным интересам на основе коммунис­тической сознательности, а лишь внешняя демонстрация своей приверженности указаниям высших общественных инстанций» (Словарь по этике. М., 1983. С. 124.).
Негативный смысловой оттенок, присутствующий в слове «карьера», стал причиной скептического к нему отношения отечественных исследователей, занимающихся изучением психологии профессий. Так, в типологии ученых явно непри­влекательным выглядит «ученый-карьерист» на фоне таких ти­пов ученых, как «ученый-общественник» и «ученый-бессреб­реник». Некоторые авторы (В. Скориков, Ф.В. Вондрасек) счи­тают, что негативный смысл слова «карьера» поддерживался в советском обществе ценностным отношением людей к про­фессиональным достижениям, к профессиональной жизни. Система обеспечивала стабильную, безопасную, низкоквали­фицированную работу, но она не связывалась с возможностью улучшения личной жизни. Мотивация построения карьеры сбивалась, так как ни усилия по достижению рабочих целей, ни качество выполняемой работы не имели значимого влия­ния на карьерное продвижение. До недавнего времени «про­фессионализм» в значении мастерства также был слабо связан с общественным признанием.
Часто термины «карьера» и «профессия» (род занятий) упо­требляются как синонимы. В действительности термин «карье­ра» более широкий, чем термин «профессия», и отличается от него тем, что несет смысловую нагрузку движения.
В научной литературе встречается несколько тракто­вок понятия «карьера»:
1) вид профессиональной деятельнос­ти на отдельных этапах трудового пути человека;
2) последова­тельность профессий, рабочих занятий, мест и позиций в те­чение рабочей жизни человека; определение карьеры расши­ряется за счет включения и учета до- и постпрофессиональ­ных позиций (например, студенчество, отставка, выход на пенсию). В такой трактовке понятие «карьера» соответствует пониманию профессии как рода занятий, выполняемого в оп­ределенные периоды рабочей жизни человека, и ее можно анализировать в связи с важнейшими этапами работы;
3) виды деятельности, слитые с образом жизни и реализующие цели жизни;
4) карьера определяется и как профессиональный опыт данного человека, который не может быть сведен только к профессии или профессиональной роли;
5) карьера соотно­сится с такими понятиями, как труд (деятельность, требующая затраты усилий для достижения определенного результата); работа, служба (группа сходных должностей на одном пред­приятии); должность (набор задач, выполняемых одним чело­веком); профессия как род занятий (наемная, служебная дея­тельность, задачи которой одинаковы в различных ситуаци­ях); профессия-призвание.
Последняя включает как служеб­ную, так и неслужебную деятельность, сознательно подчинен­ную достижению определенной цели. В этом случае карьера понимается наиболее широко, включает в себя все виды дея­тельности, связанные с работой, службой (как группой долж­ностей), и обозначает особенности общего образа жизни. Профессия-призвание и карьера часто используются как рав­нозначные термины.
Кроме того, карьера также понимается как профессиональ­ный путь человека, в процесс которого развивается он сам. Она рассматривается как развивающийся, неопределенный и переменчивый феномен, включающий разные фазы: поста­новку целей и способы достижения этих целей.
Изучать разви­тие карьеры — значит изучать развивающегося индивида в ус­ловиях изменяющейся и сложной среды.
Внутренней сторо­ной карьеры являются различные характеристики личности, а внешней — социально-культурные, ситуационные условия. Та­кое понимание карьеры во многом совпадает с трактовками профессионального жизненного пути, и для него характерно изучение развития субъекта карьеры, возможного под влияни­ем как его меняющихся ценностей, взглядов, планов, личност­ных характеристик, так и профобучения, консультирования в связи с изменившейся профессиональной средой.
Карьера вы­ступает в роли механизма выживания в профессиональных и социальных средах, в которых примат коллективных достиже­ний занимает центральное место в системе ценностей обще­ства.
Таким образом, существует ряд трактовок явления «карье­ра» в современной науке. Большинство определений карьеры объединяет то, что в них феномен карьеры непосредст­венно связан с профессиональным путем личности, ее харак­теристиками и особенностями, с социокультурными и соци­ально-психологическими обстоятельствами жизнедеятельно­сти человека. Центральной проблемой карь­еры является ее развитие и развитие личности в ней.



6. Что такое профессия с точки зрения психологии?

Профессия (от фр. profiteri — говорить публично) — это исто­рически развивающаяся система и в то же время система, за­крепляющаяся в культуре вследствие общественного разделе­ния труда и трудовых функций.
В научной литературе профессия рассматривается как:
1) общность лю­дей, имеющих специальную подготовленность и занятых в определенной области труда;
2) область деятельности со мно­жеством трудовых постов;
3) работа и процесс деятельности;
4) качественная определенность человека;
5) реальность, раз­виваемая и преобразуемая, по образному выражению Е.А. Климова, «массовой положительной отсебятиной» про­фессионала.
Наиболее распространена трактовка профессии как вида и как предметной области трудовой деятельности.
Под предмет­ной областью труда принято понимать систему свойств и вза­имоотношений объектов, явлений, процессов, которыми че­ловек должен мысленно или практически оперировать на оп­ределенном трудовом посту. Предметные области труда зада­ются социальными нормами, которые складываются и разви­ваются в общественно-историческом масштабе, порождаются, создаются в деятельности людей.
Профессия дает человеку возможность взамен затраченного труда получать необходи­мые средства существования и развития.
Главным направлением научных исследований взаимоот­ношения человека и профессии является установление и обес­печение соответствия между человеком и требованиями профессии.
Исходные теоретические посылки психологического обеспечения такого соответствия были разработаны в начале XX в. преподавателем Ф. Парсонсом. Согласно его взглядам, определенные профес­сионально значимые индивидуальные качества делают чело­века оптимально подходящим к требованиям единственной профессии. Степень соответствия индивидуальных качеств работника требованиям профессии определяет профессио­нальную успешность и удовлетворенность профессиональ­ным трудом. В современном понимании важнейшими психо­логическими вопросами взаимосоответствия человека и профессии являются следующие:
1) понимание соответствия человека и профессии как гар­монии, сопряженности, согласования, призвания, критериями которого со стороны субъекта выступают успешность, адаптированность, удовлетворенность, установление своеобразной идентификации человека с его профессиональной деятельно­стью, осознание человеком своей работы как дела жизни;
2) разработка путей и средств обеспечения взаимосоответ­ствия;
3) изучение внутренних психологических механизмов обеспечения взаимосоответствия (от отдельных индивидуаль­но-психологических особенностей до профессиональных ти­пов личности);
4) изучение факторов выбора профессии и построения ка­рьеры.
Проблема выбора профессии или начального этапа карье­ры была и остается одной из самых важных для человека. Отве­ты на вопросы, почему люди выбирают те или иные профес­сий, действительно ли они сами выбирают профессии и как степень правильности того или иного выбора может отразить­ся на их последующей карьере, были получены в ходе научно-исторического решения проблемы взаимосоответствия чело­века и профессии.
Из огромного числа работ следует, что на выбор профессии влияют:

  • ·        социальная ситуация развития;
  • ·        осо­бенности ситуации выбора;
  • ·        наследственные и семейные фак­торы;
  • ·        опыт раннего детства и дальнейшее накопление опыта;
  • ·        представления о себе и индивидуально-психологические ха­рактеристики оптантов (людей, выбирающих профессию);
  • ·        степень субъектности выборов и т.д.
Таким образом, профессия преимуществен­но определяется через предметную область груда Централь­ной проблемой исследований взаимоотно­шений человека и профессии является их взаимосоответствие



7. На основе каких признаков можно определить тип карьеры личности?

Имеющиеся типологии карьер, а также типологии близких по содержанию явлений базируются на следующих критериях:
1) род занятий, профессия;
2) последовательность (наличие или чередование профессиональных проб и стабильных пе­риодов работы) профессий, рабочих мест, позиций;
3) осо­бенности образа жизни и культура среднего класса;
4) различ­ные способы идентификации личности с профессией;
5) соответствие полученного образования и актуальной предмет­ной области профессионального труда наряду с полной или частичной занятостью работника на производстве;
6) спосо­бы построения карьер в начале профессионального пути и на этапе профессионального спада;
7) «сложившиеся и несло­жившиеся» карьеры;
8) тендерные особенности построения карьер.
В одной из первых классификаций ка­рьер, предложенной исследователем Д. Сьюпером (1957), выделены в зависимости от чередования про­фессиональных проб и периодов стабильной работы харак­терные для мужской выборки типы карьер:
1) стабильная (субъект после обучения сразу же вступает в профессию и неизменно следует этому выбору);
2) обычная (после перио­да обучения следует серия профессиональных проб, кото­рые заканчиваются стабильной службой);
3) нестабильная (чередование профессиональных проб и периодов стабиль­ной работы);
4) карьера с множеством проб (частая смена работы без какой-либо стабильной или главенствующей ра­боты).
Классификация карьер для женской выборки более раз­вернута и включает в себя такие типы:
1) карьера домохозяй­ки;
2) обычная карьера (после получения образования жен­щины работают до замужества, а затем становятся домохо­зяйками);
3) стабильная рабочая карьера (после получения образования женщина находит работу, которая становится делом жизни);
4) двухлинейная карьера (сочетание карьеры домохозяйки и стабильной рабочей карьеры);
5) прерываю­щаяся или прерванная (работа до замужества, затем перерыв в связи с рождением и воспитанием детей, затем возвраще­ние к работе);
6) нестабильная карьера (чередование более или менее длительных периодов работы после замужества наряду с возвращением к карьере домохозяйки);
7) карьера с множеством проб (последовательность несвязанных видов работ без стабилизации в какой-либо профессиональной области).
Сьюпер обратил внимание на большую унифици­рованность профессиональных интересов женщин, на их выраженную направленность на создание определенного социального окружения на работе (например, обязательное наличие общества мужчин). Дальнейшие исследования убедительно продемонстрировали, что на основе пола дифференцируются интересы, стремления, профессиональ­ные выборы и типы карьер, карьерные достижения и поведе­ние на работе, соединение профессиональных ролей с дру­гими жизненными ролями.
По данным зарубежных исследо­ваний, в целом сохраняется тенденция к традиционным про­фессиональным выборам для обоих полов. Нетрадиционные выборы мужчин могут отражать с большей вероятностью их нетрадиционность в сексуальных характеристиках, в то вре­мя как нетрадиционные выборы женщин связаны с престиж­ностью выбираемых профессий, способностями, интеллек­том. Женщины считают также, что профессии с «мужским доминированием» представляют им меньшие возможности для карьерного продвижения, чем профессии с «женским до­минированием». Женщины более, чем мужчины, склонны к планированию собственных карьер, но верное предсказание карьерной успешности женщин обусловлено скорее не их планами, а их социально-экономическим статусом, в то вре­мя как у мужчин предсказание карьерной успешности обус­ловлено их планами.
Половые различия обнаружены в предпочитаемых ценнос­тях работы, в представлениях о факторах карьерных достиже­ний, в стилях профессионального поведения. Так, женщины по сравнению с мужчинами более ценят гибкость профессио­нального расписания, более чувствительны к характеру взаи­моотношений с коллегами (выраженная контекстуальная ори­ентация женщин расценивается как один из факторов, препят­ствующих их карьерному продвижению), менее требователь­ны к размеру заработной платы. Их карьеры чаще прерывают­ся и в большей степени определяются биографическими со­бытиями. Женщины отмечают также многочисленные факто­ры их карьерной дискриминации. Существуют невидимые, но реальные барьеры развития женской карьеры. Они представ­лены для женщин в виде повышенной ответственности при принятии карьерных решений, сочетаемых с проблемами се­мьи и детей, с необходимостью установления баланса между домом и карьерой.

Таким образом, различные типологии и классификации ка­рьер выполнены в связи с критериями, отражающими пред­ставления исследователей о феномене «карьера».

Литература


  • Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. - М., 1986. Т. 2. - С. 78—145.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - С. 30—67, 119—246,352—366.
  • Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983. - С. 43—89.
  • Симонов П. В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 58—73.
  • Маркова Л. К, Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения – М., 1990. - С 49-127.
  • Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991 – С. 52—73.
  • Фромм Э. Бегство от свободы – М., 1989. – С. 62—124.
  • Тульчинский Г. A. Разум, воля, успех: О философии поступка – Л., 1990. – С. 120-150.
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д, 1996. – С. 15-21.
  • Кондаков И. М, Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных тео­рий профессионального развития // Вопросы психологии 1989. № 5. – С. 158—164.
  • Пряжников Н. С.  Профессиональное самоопределение в культурно-истори­ческой перспективе // Вопросы психологии 1996. № 1. - С 62—72.
  • Ниемела П. Деятельностные, познавательные и эмоциональные изменения в переломный момент жизни // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. С. 121-124.
  • Синисало П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентации мо­лодежи//Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - С. 173—175.


Книга "7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности" Стивен Р. Кови - купить книгу The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic ISBN 978-5-9614-1691-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности" Стивен Р. Кови - купить книгу The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic ISBN 978-5-9614-1691-6 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Книга "Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует" Ицхак Калдерон Адизес - купить книгу The Ideal Executive: Why You Cannot Be One and What to Do About It ISBN 978-5-9614-4974-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует" Ицхак Калдерон Адизес - купить книгу The Ideal Executive: Why You Cannot Be One and What to Do About It ISBN 978-5-9614-4974-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Книга "Поток. Психология оптимального переживания" Михай Чиксентмихайи - купить книгу Flow: The Psychology of Optimal Experience ISBN 9785916713640 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Поток. Психология оптимального переживания" Михай Чиксентмихайи - купить книгу Flow: The Psychology of Optimal Experience ISBN 9785916713640 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "Экстремальный тайм-менеджмент" Николай Мрочковский, Алексей Толкачев - купить книгу ISBN 978-5-9614-5026-2 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Экстремальный тайм-менеджмент" Николай Мрочковский, Алексей Толкачев - купить книгу ISBN 978-5-9614-5026-2 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству" Шерил Сэндберг - купить книгу ЭКСКЛЮЗИВ ТОЛЬКО НА OZON.ru ISBN 978-5-9614-4963-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству" Шерил Сэндберг - купить книгу ЭКСКЛЮЗИВ ТОЛЬКО НА OZON.ru ISBN 978-5-9614-4963-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "Управляй своей мечтой. Как реализовать любой замысел, проект, план" Бриджит Кобб - купить книгу Make it Fly!: The step by step guide to make ANY idea, project or goal take off ISBN 978-5-9614-4761-3 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Управляй своей мечтой. Как реализовать любой замысел, проект, план" Бриджит Кобб - купить книгу Make it Fly!: The step by step guide to make ANY idea, project or goal take off ISBN 978-5-9614-4761-3 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Книга "Как взлететь по карьерной лестнице" Дейл Карнеги - купить книгу Jumpstart Your Carreer ISBN 978-985-15-1813-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Как взлететь по карьерной лестнице" Дейл Карнеги - купить книгу Jumpstart Your Carreer ISBN 978-985-15-1813-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "Хорошие девочки не добиваются успеха в бизнесе. Сотня подсознательных ошибок, вредящих карьере женщины" Лоис П. Франкел - купить книгу Nice Girls Don't Get The Corner Office: 101 Unconscious Mistakes Woman Make That Sabotage Their Careers ISBN 978-5-8459-1862-8 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Хорошие девочки не добиваются успеха в бизнесе. Сотня подсознательных ошибок, вредящих карьере женщины" Лоис П. Франкел - купить книгу Nice Girls Don't Get The Corner Office: 101 Unconscious Mistakes Woman Make That Sabotage Their Careers ISBN 978-5-8459-1862-8 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Книга "Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение" Нэнси Энковиц - купить книгу Self-Promotion for Introverts: The Quiet Guide to Getting Ahead ISBN 978-5-91657-844-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение" Нэнси Энковиц - купить книгу Self-Promotion for Introverts: The Quiet Guide to Getting Ahead ISBN 978-5-91657-844-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru


Книга "Правила карьеры. Все, что нужно для служебного роста" Ричард Темплар - купить книгу The Rules of Work ISBN 978-5-9614-1127-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Правила карьеры. Все, что нужно для служебного роста" Ричард Темплар - купить книгу The Rules of Work ISBN 978-5-9614-1127-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru
Книга "Бегство от свободы" Эрих Фромм - купить книгу Escape from Freedom ISBN 978-5-17-084956-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ruКнига "Бегство от свободы" Эрих Фромм - купить книгу Escape from Freedom ISBN 978-5-17-084956-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий