...он просто полагался на озарившую его идею и был в этом последователен; Пеш воплощал тип человека, которому суждена удача, ибо решает не идея, а последовательность…
Эрих Мария Ремарк "Станция на горизонте"
Человек должен сам строить свою жизнь, делать себе карьеру, иначе его удел — унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха.
Теодор Драйзер "Титан"
1. Что такое «успех»?
2. Какие особенности
личности указывают на ее предрасположенность к успешному поведению?
3. Под влиянием каких
факторов формируется потребность в достижении, мотив достижения личности?
4. Какие формы успеха существуют?
5. Что такое
карьера?
6. Что такое
профессия с точки зрения психологии?
7. На основе каких признаков можно определить тип карьеры
личности?
Что такое личность?
Личность – это результат социализации индивида,
который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных
человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе
социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
1. Что такое «успех»?
Исследование успеха как одной из ведущих жизненных ценностей человека давно стало традицией за рубежом. Многие известные философы, социологи и психологи представляли историю формирования ориентации на успех как концентрированное выражение духа всей цивилизации.
Проблема успеха
волновала людей еще в древности.
Так, Гесиод,
говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности
как успеха и неуспеха, отмечал, и что они выражаются в способностях и усилиях
личности, направляемых на достижение определенного результата (материального
уровня жизни).
Мотивам славы и
признания большое внимание уделял в своих диалогах Платон. Слава, по его
мнению, — форма признания тех или иных заслуг личности, оценка реальных и
мнимых достоинств человека.
Социальная
ориентация на успех наиболее ярко проявилась в следующих исторических формах:
- · агона у древних греков;
- · в протестантской трудовой этике.
Загадка «греческого
чуда» объясняется ориентацией древних греков на успех и первенство в делах
не только жизненной важности, но и в не обусловленных прямой необходимостью.
Именно на основе становления устремления к достижению, в атмосфере
соревновательности происходит высвобождение внутренних стимулов во всех видах
деятельности индивида. Возникает «агональный» тип личности,
ориентированный на:
- · раскрытие творческого потенциала,
- · высокий уровень воплощения способностей,
- · эффективность в достижениях,
- · победу в состязаниях.
Ориентация грека
на соперничество не была подчинена рациональным, а тем более утилитарным
соображениям, но была связана с демонстрацией мастерства. Это можно
увидеть на примере проведенного Платоном анализа стремления древнего грека к
славе. Платон высоко оценивал это явление, видя в нем одну из движущих сил
цивилизации.
Идея «успеха» в культуре была сформулирована в контексте сложного духовного и
психологического образования.
Становление этой идеи отразило противоречивый процесс возникновения и
утверждения массового социально-психологического типа личности.
Он воплотил противоречивое
слияние многообразных качеств, характеризующих личность как субъекта
прежде всего экономической соревновательной деятельности, таких, как:
- · честолюбие,
- · предприимчивость,
- · стремление побеждать,
- · трудолюбие,
- · дисциплинированность,
- · прилежание,
- · склонность к риску,
- · независимость ума,
- · самостоятельность,
- · упорство в достижении цели,
- · практицизм и расчетливость.
Такой личности свойственна традиционная жизненная
ориентация на достижения, стимулирующие практические усилия и устремления,
которые при этом ассоциируются с индивидуальным успехом, с популярным образом
«человека, сделавшего самого себя». Высокая потребность в достижениях как социальная
установка преломляется через индивидуальный мир личности и в представлениях о
собственном «Я» выражается в высоком уровне притязаний, в системе мотивации при
постановке целей.
С конца 50-х гг. в науке стремление к успеху
считалось чуть ли не главным социокультурным мотивом человеческой деятельности.
Экспериментальные исследования 70—80-х гг. привели
большую часть ученых к выводу, что в массовом
сознании постсовременного общества старая формула успеха
«индивидуализированный успех через соревнование» заменена на новую формулу с
иным содержанием — «личный успех через кооперацию». При кооперационной
модели поведения, предполагающей наличие кооперационных целей, люди,
осознавая, что их успех «совместный», помогают друг другу, избегают
конфликтов, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Реализуя
такую модель поведения, они чувствуют себя психологически более комфортно.
Успех связан с социальной природой человека, с
проявлением его сущностного начала. Для нормального психологического
развития личности возможно при динамическом равновесии двух взаимосвязанных
сторон его жизненного процесса, в которых проявляются тенденции взаимодействия
личности с обществом: «включенность» в социум и «обособление» от него, т.е.
слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время выделиться, быть
замеченным в своих действиях, признанным. Противоречие между этими тенденциями
задает главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности.
(Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что
значит самоутвердиться в обществе, выделиться в нем, соответствовать
социальным параметрам преуспевания.)
Направленность
на успех — это осознанное и целенаправленное поведение, ориентированное
на реализацию общественных требований (норм, ценностей, стандартов) и оцениваемое
исходя из них.
Немецкие ученые
В. Фридрих и А. Хофман утверждают, что поведение, направленное на успех,
является частным видом человеческой деятельности. Данный тип поведения
служит средством и продуктом развития личности, отражая ее, воспроизводит и
изменяет одновременно. Индивидуальное поведение, направленное на успех,
определяется способностями, диспозициями к достижениям, их мотивами.
Существенную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры
личности, оценка достигнутого.
Формирование
поведения, ориентированного на успех, происходит непосредственно через семью и
косвенно — через социальные институты. Сложившись под воздействием группового
влияния, диспозиции к достижению успеха «перешагивают» границы групповой
принадлежности. В качестве всеобщих диспозиций они входят в структуру личности
и тем самым определяют выбор групп, уровень достижений которых соответствует
возросшим требованиям личности. Активное поведение, ориентированное на успех,
проявляется не только в учебной или социально-профессиональной деятельности,
его можно наблюдать практически во всех сферах жизнедеятельности личности и
поэтому можно обозначить как высоко-генерализованное качество личности.
Конкуренция,
соревнование повышают индивидуальную готовность к успеху. Кроме того,
сообщество может так координировать достижения своих членов, что в итоге
групповой успех оказывается выше суммы индивидуальных достижений. В общем виде
можно дать следующее определение успеха. Успех — положительный результат
деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные
ориентиры общества. Он выступает формой самореализации субъекта,
обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме
одобрения или признания.
2. Какие особенности личности указывают на ее предрасположенность к успешному поведению?
Существуют два направления, в рамках которых
анализируются механизмы успешной деятельности индивида.
К первому направлению можно отнести биологически
ориентированные теории одаренности, авторы которых сводят причины успеха
личности к особенностям органической конституции человека, его индивидуальным
биологическим особенностям. Они считают, что существенную роль в процессе
обретения успеха играют интеллект, духовное овладение значимыми для личности
сферами. Так, психологи, сторонники этого направления, на основе
анализа соотношения между достигнутым результатом, силой мотива и
одаренностью, утверждают, что достижимость успеха, как правило, есть
не вопрос силы мотивации или приложения стараний, а различий в
способностях, знаниях, умениях, навыках и т.п. Этой позиции придерживается
отечественный психолог В.П. Симонов, считая, что для успешного
удовлетворения своих многочисленных потребностей человек должен многое знать,
иначе говоря, быть вооружен соответствующими способами и средствами; у него
должна быть развита так называемая мотивация компетентности, но не в смысле
простого накопления и усвоения знаний, а в смысле потенциальной готовности
человека решать поставленные задачи со знанием дела.
Согласно позиции Д. Гольмана, известного
психолога, профессора Гарвардского университета, великая революция XXI в. состоит в реванше
чувства над интеллектом. Если ранее в западном мире мерилом способностей
человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллектуальный
коэффициент IQ,
то в настоящее время он уступает место эмоциональному коэффициенту EQ —
способности личности слышать собственные чувства, контролировать всплески
эмоций, умение принять правильное решение и, оставаясь спокойным, оптимистично
оценивать сложную ситуацию. Коэффициент EQ стал новым ключом к успеху: «С хорошим IQ вас возьмут на работу, с
хорошим EQ —
продвинут по службе».
Гольман провел тестирование специалистов нескольких
фирм. Результаты показали, что лучшими сотрудниками являются не те, у кого
самый высокий IQ или
диплом самого престижного университета, наоборот, это те люди, которые
благодаря своим личным качествам добились успеха на переломных этапах.
Например, когда они сталкиваются с проблемой
и просят помощи для ее решения, они тут же получают ее, а другим на их месте
пришлось бы ждать ответа несколько дней. Огромная роль в EQ принадлежит коммуникативным навыкам
личности, умению эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Второе направление, анализирующее механизмы
успешной деятельности, наиболее разработано как в зарубежной, так и в
отечественной психологии. Исследователи, изучая человеческие факторы
эффективности деятельности, детерминанты социального и профессионального
успеха личности, пришли к заключению, что ее продуктивность зависит не
только от способностей человека, его подготовленности, но и от уровня
мотивации, от характера цели и желания работать.
Концепция мотивации достижения является
основой для большинства учений зарубежной социальной психологии.
Мотивация достижения (N-Achievement) в науке определяется по-разному:
- · Согласно Ф. Мак-Клелланду, как стремление проявить возможно более высокую степень собственных способностей и усилий при достижении успеха,
- · По утверждению Дж. Аткинсона, как способность испытывать гордость за свое трудолюбие при успехе, В.У. Майер определяет ее как стремление уменьшить существующую неопределенность,
- · Б. Вайнер — как стремление получить больше информации о себе.
- · Различные определения мотивации достижения предлагает X. Хекхаузен: это и когнитивная диспозиция, и индивидуально-специфические способы функционирования процессов мотивации, понимаемых как информационный процесс 11 «система оценки».
В конце 50-х гг. Дж. Аткинсон отметил существование
в структуре мотивации достижения мотива стремления к успеху и мотива
избегания неуспеха, а активность личности понималась как результат этих
двух противоположных мотивационных тенденций, которые также сложны по своему
составу, так как в них наряду с постоянными личностными диспозициями входят и
ситуационные детерминанты.
Большой вклад в выявление психологических причин
успеха личности внесли представители школы К. Левина, изучавшие в ряде
экспериментальных исследований вопрос о влиянии уровня притязаний, самооценки
и уровня достижений. Еще У. Джемс, писал, что наше довольство собой в жизни
обусловлено всецело тем, какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение можно
представить как отношение наших действенных способностей к потенциальным, а
если записать это в виде дроби, числитель которой выражает наш активный успех,
а знаменатель наши претензии:
Самоуважение = Успех / Притязания
В ходе исследований
выяснилось, что одна личность воспринимает достигнутый результат как успех, а
другая — как неуспех, что определяется уровнем притязаний личности, а не
степенью трудности самой задачи. Если результат достигает или превышает этот
уровень, появляется ощущение успеха, если не достигает — ощущение неуспеха,
причем успех или неуспех действия влияют на уровень притязаний в последующей
деятельности личности. Как правило, после успеха уровень притязаний
повышается, а после неуспеха снижается.
Еще одна психологическая
составляющая успеха личности — локус контроля (от лат. locus —
место), под которым объективно понимают склонность личности видеть источники
управления свой жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом
себе.
Если человек принимает на
себя ответственность за большую часть успехов и неуспехов, происходящих в его
жизни, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит
о том, что данная личность обладает внутренним (интернальным) контролем.
Если человек имеет склонность приписывать ответственность за успехи и неуспехи
внешним факторам, видя их причины в других людях, в окружающей среде, в
судьбе, в случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального)
контроля.
Ученый Т.
Роттер, предложивший эти термины, считает, что интернальность и
экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными
в процессе социализации.
Изучая связи между ценностью
вознаграждения и ответственностью за результаты, Н. Фетер, Т. Роттер показали,
что как удовлетворенность успехом, так и неудовлетворенность неудачей
растут пропорционально степени интернальности контроля. Результат
деятельности личности приобретает положительный или отрицательный знак лишь в
той мере, в какой тот имеет для индивида значение его собственного достижения.
Вообще результат деятельности личности становится успехом в точном смысле
этого слова тогда, когда он приписывается личным усилиям индивида.
Итак, уровень
успешности поведения личности зависит от многих ее
индивидуально-психологических особенностей:
- · от степени развития аффективно-волевой сферы,
- · познавательных способностей,
- · от уровня ее самоосознания,
- · отношения к своему Я и не-Я,
- · от меры доверия к миру и к себе,
- · от характера,
- · системы оценок и самооценок,
- · уровня притязаний,
- · мотивации достижения,
- · от интернальности или экстернальности локуса контроля,
- · от системы ее ценностных ориентации,
- · от коммуникативных навыков,
- · от уверенности в себе,
- · от способностей к самоутверждению.
3. Под влиянием каких факторов формируется потребность в достижении, мотив достижения личности?
Важнейшей потребностью, определяющей нацеленность
личности на успех, является потребность в достижении. Существуют две
психологические теории, объясняющие ее природу.
- · Первая из них говорит о главенствующей роли биогенетических факторов в формировании потребности в достижении;
- · вторая — подчеркивает роль социальных факторов в формировании этой потребности.
По мнению российского психолога Ю. М. Орлова, потребность
в достижении, в успехе — одна из фундаментальных социальных потребностей
человека; она не наследуется, а формируется под влиянием социогенных факторов
и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении
превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, чем
раньше, оригинально решить возникшую проблему.
Эта потребность побуждает личность ставить новые
цели и стремиться к их реализации. Среди социальных потребностей личности чаще
всего есть одна или несколько преобладающих, которые влияют на ее
направленность, идеалы, жизненные цели, стремления. Если преобладает потребность
в достижении, то личность получает удовлетворение от восприятия разницы между
старым и новым уровнем исполнения какой-либо деятельности, так как это
различие имеет для нее особое эмоциональное значение.
«Достигающей личности» нередко безразлично, что
представляет собой эта деятельность, главное для нее — это возможность
повысить уровень исполнения своих действий. «Достигающие личности» составляют
золотой фонд человечества», — утверждает Ю.М. Орлов.
Потребность в достижении начинает формироваться
во взаимоотношениях ребенка с матерью. Сравнительные исследования семей,
где обоих родителей отличает высокая потребность в достижении, показали, что
их дети могут и не иметь ее в такой ярко выраженной степени
Более того, у детей, матери которых обладают очень
сильной потребностью в достижении, эта потребность не развивается или
развивается слабо, поскольку матери с высокой потребностью в достижении ориентированы
главным образом на успехи вне семьи. Им не удается сохранять необходимый
уровень эмоциональных контактов с ребенком, чтобы стимулировать в нем развитие
этого качества.
Наивысшая потребность в достижении наблюдается у
детей, чьи матери имеют достаточно времени для общения с ребенком, особенно в
дошкольном возрасте. Теплые эмоциональные отношения в семье, в частности
между матерью и ребенком и между матерью и отцом, сочетающиеся с умеренной
потребностью в достижениях у матери и демократической системой социального
контроля в семье, способствуют развитию у ребенка сильной потребности в
достижении.
В семьях с суровой дисциплиной и жестким контролем,
ориентированным на обнаружение ошибок и промахов в поведении детей, создаются
условия, в которых эмоциональное значение наказания за неудачу становится
больше эмоционального значения поощрения за успех. Тогда потребность в
достижении не формируется, а вместо нее складываются структуры защитного
поведения, которые называют потребностью в избегании неудачи.
Итак, образ жизни, эмоциональные контакты в
семье, в частности любовь, создают именно ту атмосферу, в которой созревает
человеческая потребность в достижении или в избегании неудачи.
Индивидуально-психологические особенности личности,
значимые в предрасположенности личности к успешному поведению, неразрывно
связаны с позитивным образом собственного Я.
Д. Мак-Клелланд проследил развитие мотивации
достижения у одних и тех же индивидов начиная с 7—8 лет вплоть до 20-летнего
возраста и сделал вывод, что в естественных условиях жизни человека мотив
достижения существенно не изменяется.
Таким образом, формирование у личности ориентации
на успех, инициативы, самостоятельного жизнетворчества должно базироваться на
более эффективном использовании всех социальных институтов, на выработке
адекватных социальных стимулов поведения, ориентирующих личность на достижения
с учетом различных путей ее развития. «Перепрограммирование» поведения
личности с «пораженческой» модели на «достиженческук» является решаемой
задачей, но достижение позитивного результата на этом пути требует значительных
усилий, так как связан с изменением многих мотивационных компонентов структуры
личности, в целом всего образа Я.
4. Какие формы успеха существуют?
Достижение успеха — единый процесс самореализации
личности и ее самоутверждения в социуме. Ориентация личности на жизненные,
профессиональные, творческие достижения может осуществляться в разных формах
успеха.
Формы успеха:
- · успех-популярность;
- · успех как признание авторитетными «значимыми другими»;
- · успех-преодоление и самопреодоление;
- · успех-призвание.
1. В прямом понимании успех
— это вообще признание, популярность в обществе. В данном случае в успехе
фокусируется общественное признание способностей человека, степени его
одаренности, талантов. Но для успеха-популярности обладания ими
недостаточно, личности необходимо суметь еще и «преподнести» себя. По словам
известного психолога Э. Фромма, «каждый из нас должен предложить особый
тип личности, который независимо от их различий должен удовлетворять одному
условию — пользоваться спросом». Данная форма ориентации на успех,
успех-популярность, достаточно характерна для психологии личности
конкурентного, рыночного общества, но ее гиперразвитие чревато психологическим
неблагополучием.
2. Для психологически
здоровой личности важно не просто стать знаменитой любой ценой, завоевать
уважение, популярность, получить социальное признание, иметь успех. Самосознание
и самооценка личности проявляются в избирательной значимости успеха или
неуспеха для нее самой, в среде «значимых других» (семьи, друзей, коллег по
профессии, авторитетных экспертов). Это дает основание говорить о второй
форме успеха — успехе как признании авторитетными «значимыми другими».
Именно в этом проявляется избирательность личности, для которой важен
не любой успех, не любое признание, а только значимое для нее самой.
Лишь в этом случае признание выступает реальной силой, побуждающей к
деятельности.
3. Для формирования и
развития личности важен не только успех как признание результатов ее деятельности,
но и успех как преодоление, разрешение конкретных проблем и противоречий жизни.
Это третья форма человеческого успеха — успех-преодоление и самопреодоление.
История свидетельствует, что
жизнь подавляющего большинства выдающихся людей, отмеченная знаком успеха,
была до предела насыщена борьбой. Им непрерывно приходилось преодолевать
бесчисленные преграды, напрягая свои способности и волю, вкладывая
колоссальный труд в дело, которому они себя посвятили.
Успех как
преодоление является важным фактором развития личности. Он выступает
не просто как преодоление каких-то внешних преград, но как самоопределение,
самостановление, самотворчество личности. Достижение успеха при разрешении
казалось бы непреодолимых проблем и полученный при этом опыт преодоления
трудностей составляют ценный багаж для самотворчества личности. Они являются
основой того, чтобы для самой личности ее собственные деятельные силы стали
реальностью, были осознаны, оценены, освоены как фундамент дальнейшего
самостановления и самовыражения.
Четвертая форма
успеха личности — это успех-призвание. Часто на пути к успеху человек
получает удовлетворение не столько от конечного результата, хотя это и
присутствует, сколько от самого процесса его достижения. Для «достигающей»
личности с ярко выраженной потребностью в самоутверждении, достижении успех
является полновесной ценностью и детерминантой самотворчества. «Достигающая»
личность работает не покладая рук над решением определенной проблемы, причем
не только ради достижения поставленной цели или общественного признания, но
нередко и просто для получения определенного удовлетворения от самой
деятельности.
Деятельность
сама по себе несет для нее смысл, а все остальное (удовлетворение потребности в
престиже, славе, признании, статусе, материальном вознаграждении) имеет
значение лишь во вторую очередь. Личность в этом случае как бы призвана
самоосуществиться в данном виде деятельности, она стремится самореализоваться,
«отдать» себя творчеству, служа идее, следуя долгу.
В успехе-призвании
зачастую выражается смысловое понятие «успех», противоположное понятию
«успех-признание».
Российский
психолог Г. А. Тульчинский выделяет четыре основные формы успеха:
1)
результативный успех, приносящий личности некоторое социальное признание,
«популярность»;
2) успех,
выражающийся для личности в признании со стороны «значимых других»;
3) успех —
преодоление трудностей в форме самопреодоления;
4) успех —
реализация призвания, когда прежде всего значимы не результат, а сама
деятельность.
5. Что такое карьера?
Термин «карьера» (от итал.
camera — бег, жизненный путь, поприще)
понимается как «род занятий, профессия; путь к успехам, видному положению в
обществе, на служебном поприще; а также самое достижение такого положения» (Ожегов С. И.
Словарь русского языка. - М., 1986. С. 231.), а также как «успешное продвижение в
области общественной, служебной, научной и пр. деятельности» и как «род
занятий, профессия» (Словарь иностранных слов. - М, 1988. С. 218.). В английском
языке этимология «карьеры» позволяет выделить сходные с употребляющимися в
русском языке значения:
- · род занятий и профессия, часто требующая специальной подготовки;
- · работа жизни;
- · успех в профессиональной деятельности;
- · линия поведения и направление действий;
- · иметь профессию или специальность.
Например, слову «карьеризм»
присущ явно негативный оттенок, так как оно означает погоню «за успехом в
служебной, научной и пр. деятельности, вызванной стремлением к личному
благополучию» (Словарь иностранных слов. - М, 1988. – С. 219.).
И конечно, против термина
«карьера» настраивает такая формулировка: «для карьериста жизненным принципом
является не служение общественным интересам на основе коммунистической
сознательности, а лишь внешняя демонстрация своей приверженности указаниям
высших общественных инстанций» (Словарь по этике. М., 1983. С. 124.).
Негативный смысловой оттенок,
присутствующий в слове «карьера», стал причиной скептического к нему отношения
отечественных исследователей, занимающихся изучением психологии профессий. Так,
в типологии ученых явно непривлекательным выглядит «ученый-карьерист» на фоне
таких типов ученых, как «ученый-общественник» и «ученый-бессребреник».
Некоторые авторы (В. Скориков, Ф.В. Вондрасек) считают, что негативный смысл
слова «карьера» поддерживался в советском обществе ценностным отношением людей
к профессиональным достижениям, к профессиональной жизни. Система обеспечивала
стабильную, безопасную, низкоквалифицированную работу, но она не связывалась с
возможностью улучшения личной жизни. Мотивация построения карьеры сбивалась,
так как ни усилия по достижению рабочих целей, ни качество выполняемой работы
не имели значимого влияния на карьерное продвижение. До недавнего времени «профессионализм»
в значении мастерства также был слабо связан с общественным признанием.
Часто термины «карьера» и
«профессия» (род занятий) употребляются как синонимы. В действительности
термин «карьера» более широкий, чем термин «профессия», и отличается от него
тем, что несет смысловую нагрузку движения.
В научной
литературе встречается несколько трактовок понятия «карьера»:
1) вид профессиональной
деятельности на отдельных этапах трудового пути человека;
2) последовательность профессий,
рабочих занятий, мест и позиций в течение рабочей жизни человека; определение
карьеры расширяется за счет включения и учета до- и постпрофессиональных
позиций (например, студенчество, отставка, выход на пенсию). В такой трактовке
понятие «карьера» соответствует пониманию профессии как рода занятий,
выполняемого в определенные периоды рабочей жизни человека, и ее можно
анализировать в связи с важнейшими этапами работы;
3) виды деятельности, слитые с
образом жизни и реализующие цели жизни;
4) карьера определяется и как
профессиональный опыт данного человека, который не может быть сведен только к
профессии или профессиональной роли;
5) карьера соотносится с такими
понятиями, как труд (деятельность, требующая затраты усилий для достижения
определенного результата); работа, служба (группа сходных должностей на одном
предприятии); должность (набор задач, выполняемых одним человеком); профессия
как род занятий (наемная, служебная деятельность, задачи которой одинаковы в
различных ситуациях); профессия-призвание.
Последняя
включает как служебную, так и неслужебную деятельность, сознательно
подчиненную достижению определенной цели. В этом случае карьера
понимается наиболее широко, включает в себя все виды деятельности, связанные с
работой, службой (как группой должностей), и обозначает особенности общего
образа жизни. Профессия-призвание и карьера часто используются как равнозначные
термины.
Кроме того, карьера также
понимается как профессиональный путь человека, в процесс которого развивается
он сам. Она рассматривается как развивающийся, неопределенный и переменчивый
феномен, включающий разные фазы: постановку целей и способы достижения этих
целей.
Изучать развитие
карьеры — значит изучать развивающегося индивида в условиях изменяющейся
и сложной среды.
Внутренней стороной
карьеры являются различные характеристики личности, а внешней —
социально-культурные, ситуационные условия. Такое понимание карьеры во многом
совпадает с трактовками профессионального жизненного пути, и для него
характерно изучение развития субъекта карьеры, возможного под влиянием как его
меняющихся ценностей, взглядов, планов, личностных характеристик, так и
профобучения, консультирования в связи с изменившейся профессиональной средой.
Карьера выступает
в роли механизма выживания в профессиональных и социальных средах, в которых
примат коллективных достижений занимает центральное место в системе ценностей
общества.
Таким образом, существует ряд
трактовок явления «карьера» в современной науке. Большинство определений карьеры объединяет
то, что в них феномен карьеры непосредственно связан с профессиональным путем
личности, ее характеристиками и особенностями, с социокультурными и социально-психологическими
обстоятельствами жизнедеятельности человека. Центральной проблемой карьеры
является ее развитие и развитие личности в ней.
6. Что такое профессия с точки зрения психологии?
Профессия (от фр. profiteri — говорить публично) — это исторически
развивающаяся система и в то же время система, закрепляющаяся в культуре
вследствие общественного разделения труда и трудовых функций.
В научной
литературе профессия рассматривается как:
1) общность людей, имеющих
специальную подготовленность и занятых в определенной области труда;
2) область деятельности со множеством
трудовых постов;
3) работа и процесс деятельности;
4) качественная определенность
человека;
5) реальность, развиваемая и
преобразуемая, по образному выражению Е.А. Климова, «массовой положительной
отсебятиной» профессионала.
Наиболее распространена трактовка
профессии как вида и как предметной области трудовой деятельности.
Под предметной областью труда
принято понимать систему свойств и взаимоотношений объектов, явлений,
процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном
трудовом посту. Предметные области труда задаются социальными нормами, которые
складываются и развиваются в общественно-историческом масштабе, порождаются,
создаются в деятельности людей.
Профессия дает
человеку возможность взамен затраченного труда получать необходимые средства
существования и развития.
Главным
направлением научных исследований взаимоотношения человека и профессии является
установление и обеспечение соответствия между человеком и требованиями
профессии.
Исходные теоретические посылки
психологического обеспечения такого соответствия были разработаны в начале XX в. преподавателем Ф.
Парсонсом. Согласно его взглядам, определенные профессионально значимые
индивидуальные качества делают человека оптимально подходящим к требованиям
единственной профессии. Степень соответствия индивидуальных качеств
работника требованиям профессии определяет профессиональную успешность и
удовлетворенность профессиональным трудом. В современном понимании важнейшими
психологическими вопросами взаимосоответствия человека и профессии являются
следующие:
1) понимание соответствия
человека и профессии как гармонии, сопряженности, согласования, призвания,
критериями которого со стороны субъекта выступают успешность, адаптированность,
удовлетворенность, установление своеобразной идентификации человека с его
профессиональной деятельностью, осознание человеком своей работы как дела
жизни;
2) разработка путей и средств
обеспечения взаимосоответствия;
3) изучение внутренних
психологических механизмов обеспечения взаимосоответствия (от отдельных
индивидуально-психологических особенностей до профессиональных типов
личности);
4) изучение факторов выбора
профессии и построения карьеры.
Проблема выбора профессии или
начального этапа карьеры была и остается одной из самых важных для человека.
Ответы на вопросы, почему люди выбирают те или иные профессий, действительно
ли они сами выбирают профессии и как степень правильности того или иного выбора
может отразиться на их последующей карьере, были получены в ходе
научно-исторического решения проблемы взаимосоответствия человека и профессии.
Из огромного
числа работ следует, что на выбор профессии влияют:
- · социальная ситуация развития;
- · особенности ситуации выбора;
- · наследственные и семейные факторы;
- · опыт раннего детства и дальнейшее накопление опыта;
- · представления о себе и индивидуально-психологические характеристики оптантов (людей, выбирающих профессию);
- · степень субъектности выборов и т.д.
Таким образом, профессия преимущественно
определяется через предметную область груда Центральной проблемой исследований
взаимоотношений человека и профессии является их взаимосоответствие
7. На основе каких признаков можно определить тип карьеры личности?
Имеющиеся типологии карьер, а
также типологии близких по содержанию явлений базируются на следующих
критериях:
1) род занятий, профессия;
2) последовательность (наличие
или чередование профессиональных проб и стабильных периодов работы) профессий,
рабочих мест, позиций;
3) особенности образа жизни и
культура среднего класса;
4) различные способы
идентификации личности с профессией;
5) соответствие
полученного образования и актуальной предметной области профессионального
труда наряду с полной или частичной занятостью работника на производстве;
6) способы построения карьер в
начале профессионального пути и на этапе профессионального спада;
7) «сложившиеся и несложившиеся»
карьеры;
8) тендерные особенности
построения карьер.
В одной из первых классификаций
карьер, предложенной исследователем Д. Сьюпером (1957), выделены
в зависимости от чередования профессиональных проб и периодов стабильной
работы характерные для мужской выборки типы карьер:
1) стабильная (субъект после обучения сразу же
вступает в профессию и неизменно следует этому выбору);
2) обычная (после периода
обучения следует серия профессиональных проб, которые заканчиваются стабильной
службой);
3) нестабильная (чередование
профессиональных проб и периодов стабильной работы);
4) карьера с множеством проб
(частая смена работы без какой-либо стабильной или главенствующей работы).
Классификация карьер для женской
выборки более развернута и включает в себя такие типы:
1) карьера домохозяйки;
2) обычная карьера (после
получения образования женщины работают до замужества, а затем становятся
домохозяйками);
3) стабильная рабочая карьера
(после получения образования женщина находит работу, которая становится делом
жизни);
4) двухлинейная карьера
(сочетание карьеры домохозяйки и стабильной рабочей карьеры);
5) прерывающаяся или прерванная
(работа до замужества, затем перерыв в связи с рождением и воспитанием детей,
затем возвращение к работе);
6) нестабильная карьера
(чередование более или менее длительных периодов работы после замужества наряду
с возвращением к карьере домохозяйки);
7) карьера с множеством проб
(последовательность несвязанных видов работ без стабилизации в какой-либо
профессиональной области).
Сьюпер обратил внимание на
большую унифицированность профессиональных интересов женщин, на их выраженную
направленность на создание определенного социального окружения на работе
(например, обязательное наличие общества мужчин). Дальнейшие исследования
убедительно продемонстрировали, что на основе пола дифференцируются
интересы, стремления, профессиональные выборы и типы карьер, карьерные достижения
и поведение на работе, соединение профессиональных ролей с другими жизненными
ролями.
По данным зарубежных исследований,
в целом сохраняется тенденция к традиционным профессиональным выборам для
обоих полов. Нетрадиционные выборы мужчин могут отражать с большей
вероятностью их нетрадиционность в сексуальных характеристиках, в то время как
нетрадиционные выборы женщин связаны с престижностью выбираемых профессий,
способностями, интеллектом. Женщины считают также, что профессии с «мужским
доминированием» представляют им меньшие возможности для карьерного продвижения,
чем профессии с «женским доминированием». Женщины более, чем мужчины, склонны
к планированию собственных карьер, но верное предсказание карьерной успешности
женщин обусловлено скорее не их планами, а их социально-экономическим статусом,
в то время как у мужчин предсказание карьерной успешности обусловлено их
планами.
Половые различия обнаружены в
предпочитаемых ценностях работы, в представлениях о факторах карьерных достижений,
в стилях профессионального поведения. Так, женщины по сравнению с мужчинами
более ценят гибкость профессионального расписания, более чувствительны к
характеру взаимоотношений с коллегами (выраженная контекстуальная ориентация
женщин расценивается как один из факторов, препятствующих их карьерному
продвижению), менее требовательны к размеру заработной платы. Их карьеры чаще
прерываются и в большей степени определяются биографическими событиями.
Женщины отмечают также многочисленные факторы их карьерной дискриминации.
Существуют невидимые, но реальные барьеры развития женской карьеры. Они
представлены для женщин в виде повышенной ответственности при принятии
карьерных решений, сочетаемых с проблемами семьи и детей, с необходимостью
установления баланса между домом и карьерой.
Таким образом, различные типологии и классификации
карьер выполнены в связи с критериями, отражающими представления
исследователей о феномене «карьера».
Литература
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. - М., 1986. Т. 2. - С. 78—145.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - С. 30—67, 119—246,352—366.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983. - С. 43—89.
- Симонов П. В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 58—73.
- Маркова Л. К, Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения – М., 1990. - С 49-127.
- Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991 – С. 52—73.
- Фромм Э. Бегство от свободы – М., 1989. – С. 62—124.
- Тульчинский Г. A. Разум, воля, успех: О философии поступка – Л., 1990. – С. 120-150.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д, 1996. – С. 15-21.
- Кондаков И. М, Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии 1989. № 5. – С. 158—164.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии 1996. № 1. - С 62—72.
- Ниемела П. Деятельностные, познавательные и эмоциональные изменения в переломный момент жизни // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. С. 121-124.
- Синисало П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентации молодежи//Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - С. 173—175.
Книга "Поток. Психология оптимального переживания" Михай Чиксентмихайи - купить книгу Flow: The Psychology of Optimal Experience ISBN 9785916713640 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Книга "Экстремальный тайм-менеджмент" Николай Мрочковский, Алексей Толкачев - купить книгу ISBN 978-5-9614-5026-2 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Книга "Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству" Шерил Сэндберг - купить книгу ЭКСКЛЮЗИВ ТОЛЬКО НА OZON.ru ISBN 978-5-9614-4963-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Книга "Как взлететь по карьерной лестнице" Дейл Карнеги - купить книгу Jumpstart Your Carreer ISBN 978-985-15-1813-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Книга "Правила карьеры. Все, что нужно для служебного роста" Ричард Темплар - купить книгу The Rules of Work ISBN 978-5-9614-1127-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Книга "Бегство от свободы" Эрих Фромм - купить книгу Escape from Freedom ISBN 978-5-17-084956-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Комментариев нет:
Отправить комментарий