Вследствие глобализации многие компании становятся многонациональными.
Деловой успех стал в большей степени определяться знанием и соблюдением правил этикета тех стран, с которыми сотрудничают компании.
Местный этикет при ведении дел за границей — большая проблема для тех, кто ездит в деловые поездки по разным странам.
Не менее важно знать об особенностях культуры, традиций и правил хорошего тона стран, откуда к вам приезжают деловые партнеры.
Международный деловая этикет - это правила вежливого отношения каждого народа друг к другу, построенные на взаимоуважении национальных традиций, психологии наций, укладов жизни и религиозных воззрений.
Деловой успех стал в большей степени определяться знанием и соблюдением правил этикета тех стран, с которыми сотрудничают компании.
Местный этикет при ведении дел за границей — большая проблема для тех, кто ездит в деловые поездки по разным странам.
Не менее важно знать об особенностях культуры, традиций и правил хорошего тона стран, откуда к вам приезжают деловые партнеры.
Международный деловая этикет - это правила вежливого отношения каждого народа друг к другу, построенные на взаимоуважении национальных традиций, психологии наций, укладов жизни и религиозных воззрений.
Общие принципы международного этикета
Самое главное — научиться
правильно делать следующее:
- произносить имена людей;
- есть;
- одеваться;
- разговаривать.
Знание этикета собственной
страны еще мало что гарантирует. Необходимо твердо усвоить, что и как надо делать
в тех или иных ситуациях в конкретных странах — США, Франции, Японии или
Австралии.
Поэтому, чем больше вы почерпнете информации о той стране, в которую собираетесь ехать, тем больше у вас будет шансов yспех.
Поэтому, чем больше вы почерпнете информации о той стране, в которую собираетесь ехать, тем больше у вас будет шансов yспех.
Необходимо выучить хотя бы несколько вежливых фраз («спасибо», «пожалуйста») и научиться считать до
10.
Если вы не знаете, как следует обращаться к человеку, то называйте его по имени и фамилии.
Во многих странах считается хорошим тоном для приезжающих употреблять местную пишу.
Если вы не знаете, как следует обращаться к человеку, то называйте его по имени и фамилии.
Во многих странах считается хорошим тоном для приезжающих употреблять местную пишу.
Существуют универсальные правила этикета практически для всех стран:
- Уважение к традициям в еде, праздникам, религии и руководству страны, в которой вы находитесь.
- Не сравнивайте со своей страной.
- Ничего не критикуйте.
- Будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление людей на улицах.
- Не хвастайтесь большими деньгами.
- Ознакомьтесь с денежной системой страны, в которой находитесь.
- Очень важны титулы, ими следует пользоваться.
- Корреспонденция должна иметь очень официальный характер.
- Приезжая не в первый раз в страну, позаботьтесь, чтобы на обороте вашей визитной карточки была информация на языке этой страны.
- Обязательно вставайте, когда звучит национальный гимн страны. Наблюдайте и повторяйте действия ваших хозяев.
- Не надевайте специфические национальные костюмы вроде тоги или сари. Ведь может оказаться, это имеет религиозный характер.
- Нельзя требовать, чтобы все было, как у вас дома: еда, обслуживание и т.п.
- Важно правильно произносить имена. Их следует запоминать. Если имя трудное, не вредно будет потренироваться в его произношении. Имейте в виду, что имена могут указывать на социальный статус и семейное положение. По именам звать людей не следует, если они сами об этом не попросят.
- Вежливость везде в почете, особенно в Азии.
Язык
Если вы не знаете языка
страны, в которой пребываете, необходимо иметь переводчика на переговорах. Знание
же нескольких основных фраз, как уже отмечалось, совершенно необходимо. При
беседе через переводчика весьма желательно присутствие человека, хорошо владеющего
обоими языками, с тем, чтобы он контролировал перевод и исправлял ошибки.
Если ваши местные партнеры
говорят слишком быстро для вас, можете вежливо попросить их говорить медленнее,
мотивируя это своим слабым знанием языка. Но не обвиняйте их никогда в том, что
они быстро говорят. Точно также, если переговоры ведутся на вашем родном языке,
не вините их за акцент — говорите медленно, четко проговаривая слова. И еще:
не рассказывайте анекдотов — слишком специфичен национальный юмор, как и
сленг, которого также надо избегать.
Одежда
Одежда — существенный
элемент, ибо она часть вашей внешности. Одежда должна быть неброской, хорошо
сшитой и высокого качества.
Обычно полагается носить белые рубашки и темные костюмы.
Женщинам в деловые поездки лучше брюки не надевать, как и слишком короткие юбки или платья без рукавов.
Обычно полагается носить белые рубашки и темные костюмы.
Женщинам в деловые поездки лучше брюки не надевать, как и слишком короткие юбки или платья без рукавов.
Помните, что в буддийских храмах, мусульманских мечетях, японских домах и ресторанах, индийских и индонезийских домах запрещено находиться в обуви. Обувь ставится у входа, носками к двери.
Расходы
Не
следует тратить сверх необходимого воду, тепло и свет, находясь в чужой
стране.
В отдельных странах к телефонам подключены счетчики. Поэтому сначала предложите хозяину оплатить свой звонок, а затем звоните.
В отдельных странах к телефонам подключены счетчики. Поэтому сначала предложите хозяину оплатить свой звонок, а затем звоните.
Чаевые
Отдельная и тонкая тема — чаевые.
Чаевые — сумма денег, добровольно выдаваемых обслуживающему персоналу сверх платы по счёту — «на чай».
Чаевые выплачиваются согласно традиции и составляют значительную (а иногда и основную) часть дохода персонала.
В ряде случаев отказ от чаевых расцениваются как нарушение этикета или даже как неэтичное поведение.
В то же время в некоторых культурах или обстоятельствах чаевых не ожидают, и предлагать их не следует, так как это может быть расценено негативно.
Давать чаевые необязательно, если плата за обслуживание автоматически включается в счёт.
Чаевые приняты не во всех странах.
Французы и австралийцы платят в ресторане ровно по счёту.
Принятая сумма чаевых тоже часто различается в разных странах.
- В Израиле считается хорошим тоном давать чаевые суммой в 10% от счёта.
- В США принятая сумма чаевых — 15-20%.
- В Германии сумма чаевых (нем. Trinkgeld — деньги на выпивку) составляет 5-10 % от счета.
- Во Франции по закону стоимость обслуживания включается в счёт.
- В Испании и в Сингапуре - 5-10%.
- В Болгарии чаевые называют бакшиш и дают, только если обслуживание понравилось.
- В Швеции и Исландии не существует традиции оставлять чаевые.
- В Японии и Корее везде платят точно по счету, оставленные чаевые могут воспринять как оскорбление. Хотя в последнее время в Японии, получив счет, кладут деньги в конверт.
- В Китае до недавнего времени чаевые тоже считались оскорблением, но сейчас это считается нормой.
- В Италии чаевые составляют 25 % от стоимости услуги.
- В Египте приветствуют большие чаевые.
- В Новой Зеландии чаевые не обязательны.
Формы приветствия
Приветствия в ряде стран имеют национальную окраску. Рукопожатия — основная форма приветствия. Но в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам, а потому подождите, пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку, в Латинской Америке - объятия. Две прижатые друг к другу перед грудью ладони — индийское национальное приветствие.
Отношение к людям другого возраста
Везде надо проявлять
уважение к старшим. Именно они должны первыми начать разговор. Когда старшие по
возрасту люди входят в помещение, вставайте.
Пища
Общий совет при принятии
незнакомой пищи — ешьте то, что вам предлагают, и не спрашивайте, что это такое.
Порежьте свою порцию на мелкие кусочки — так она без труда попадет вам в
желудок.
Религия
Во многих странах на бизнес
оказывает влияние религия — на распорядок дня и рабочие месяцы и дни.
Узнайте побольше о религии данной страны, но не вступайте в дискуссии на такие темы.
Буддийские образы священны: нельзя наступать на порог в Таиланде — под ним обитают добрые духи.
Никогда не отвлекайте человека, обращенного лицом к Мекке.
Без разрешения не фотографируйте и не трогайте руками религиозные атрибуты.
Узнайте побольше о религии данной страны, но не вступайте в дискуссии на такие темы.
Буддийские образы священны: нельзя наступать на порог в Таиланде — под ним обитают добрые духи.
Никогда не отвлекайте человека, обращенного лицом к Мекке.
Без разрешения не фотографируйте и не трогайте руками религиозные атрибуты.
Визитная карточка
Везде вы должны иметь при
себе визитную карточку, на которой указывается: название вашей организации,
ваша должность, титулы.
Не следует использовать аббревиатуры.
В Юго-Восточной
Азии, Африке и на Среднем Востоке визитку всегда протягивайте правой рукой.
В
Японии ее подают двумя руками, нужной стороной к партнеру.
0 жестах
Остерегайтесь использовать
привычные вам жесты, скажем, «V» (знак победы). В других
странах они могут иметь совсем иное, не всегда приличное, значение.
Особенности национальных норм делового этикета
Страна
|
Характеристика
|
Германия |
Сильные черты немецкого национального характера общеизвестны: трудолюбие, прилежание, пунктуальность, рациональность, бережливость, организованность, педантичность, серьезность, расчетливость, стремление к упорядоченности.
Процедура личного
представления и знакомства находится в соответствии с международными нормами:
рукопожатие и обмен визитками. Первым следует назвать того, кто находится на
более высокой ступени. В очень официальной обстановке используется слово
«представлять», например: «Герр Вольф, я хочу представить вам фрау (или
миссис) такую-то». В более свободной обстановке принято говорить: «Герр
Вольф, я хочу познакомить вас с фрау такой-то». Лицо менее значительное положено
представлять лицу более значительному.
За столом немцы постоянно
держат вилку в левой руке, а нож в правой. Руки со стола не убираются, — оба
запястья должны касаться стола.
Переговоры обычно ведутся
с участием одного или нескольких партнеров. Все встречи назначаются
заблаговременно. Немцы очень сдержанны и официальны, и потому многим кажутся
недружелюбными. Очень тщательно прорабатывают свою позицию. Вопросы любят
обсуждать последовательно, один за другим. С неприязнью смотрят на
предложение провернуть какое-либо подвернувшееся дело не сходя с места. В
таких случаях у них складывается впечатление, что вы действуете наобум. Это касается не
только деловых контактов, но и, скажем, административных. Так, планы на
отпуск немцы продумывают за год, а то и раньше.
Заключая сделки, немцы
настаивают на жестком выполнении принятых обязательств и на условии уплаты
высоких штрафов в случае их невыполнения. Характерно требование
предоставления гарантийного периода на поставленный товар и залога на случай
поставок недоброкачественного товара.
Немецкие деловые люди и
служащие весьма строги и к выбору одежды; основной тип одежды — строгий деловой
костюм, чаще всего двубортный. Строго в тон костюму должна быть обувь.
Вас пригласили
Домой к себе деловых
партнеров приглашают редко. Если такое произойдет, непременно принесите
хозяйке дома цветы. Могут пригласить в ресторан, но имейте в виду, что счета
в ресторане часто оплачиваются приглашающими и гостями раздельно; бокалы
поднимают после того, как хозяева произнесут приветствия.
А вот еще мелкие, но
полезные детали:
|
Франция |
Во Франции рабочий день длится с 8.30 до 12.30 и с
15.00 до 18.30. Обедают французы обычно дома. Деловые переговоры, как
правило, начинаются в 11.00. В 12.30 участникам переговоров могут предложить
традиционный завтрак с аперитивом. Широко практикуется обсуждение дел за
едой. Деловой обед может длиться полтора-два часа, деловой ужин — занять весь
вечер.
За трапезой пьют почти
всегда вино, а крепкие напитки — редко. Поднимая бокал, говорят: «за ваше
здоровье», длинные замысловатые тосты не приняты. Нельзя оставлять пишу на
тарелках. Счет в ресторанах, как правило, оплачивает приглашающий.
Вас пригласили на ужин
Быть приглашенным на ужин
деловым партнером — большая честь. На ужин надо прибыть на пятнадцать минут
позднее назначенного времени, так как пунктуальность — не самая характерная
черта этой нации. Существует так же географическая и административная
зависимость этого качества (пунктуальности): чем южнее местность, тел* менее
пунктуальны французы; чем выше ранг прими шейного, тем позже он приходит на
прием. Кстати, если вы приглашены на ужин, прихватите в качестве подарка
цветы, коробку конфет или шампанское. При первой встрече деловому партнеру
подарки не дарятся. Допустимы сувениры вроде художественных альбомом, кассе и
дисков с классической музыкой и т.п.
Знакомит людей обычно тот,
кто знает человека, собирающегося вступить с вами в деловые отношения, например
приятель, поверенный или банкир. В приветствии весьма важны рукопожатия.
Французское рукопожатие разнообразно и имеет множество оттенков — оно может
быть холодным, небрежным, снисходительным, дружеским, горячим и т.д.
Во Франции люди любят
блеснуть словом, молчаливость здесь не ценится. Разговор у французов имеет
непринужденный характер и происходит с огромной быстротой. Во время деловых
приемов к обсуждению дел переходят только после того, как подано кофе, — до
этого момента французы традиционно говорят о культуре и искусстве. Вполне
допустимо касаться проблем личной жизни. Переход к разговору по существу
здесь происходит постепенно. Такой стиль общения в значительной степени
обусловлен системой образования, ориентированной на воспитание независимых,
свободно мыслящих и высококультурных людей. Большое внимание в высших слоях
общества уделяют философии, искусству, французской истории и культуре.
Важную роль в деловой
жизни Франции играют связи и знакомства. Новых партнеров стараются найти
через посредников, связанных дружескими, семейными или деловыми отношениями.
Стиль подготовки
французских деловых людей к предстоящим переговорам — основательность и
тщательное, доскональное изучение всех аспектов и последствий поступающих
предложений. При ведении дел характерная черта французов — осторожность.
Они весьма искусно, с изяществом отстаивают свои интересы и позиции, не любят
торговаться, переговоры ведут весьма жестко. Мастерa использовать
разнообразные средства и приемы. Не любят, когда в ходе переговоров другая
сторона внезапно меняет позицию. Не выносят давления с чужой стороны.
Совместные контракты исключительно корректны и точны в формулировках, не
допускающих разночтений.
Пользуйтесь французским языкомФранцузы — великие патриоты своей родины, с любовью относящиеся к ее истории, культуре, языку. Поэтому на переговорах с ними весьма желательно использование в качестве официального французского языка. Материалы, используемые на переговорах, также лучше готовить на этом языке. Договоренность о встрече необходимо всякий раз подтверждать в письменном виде на безупречном французском языке. |
Англия |
Английский характер в ряде своих черт кажется противоположностью французскому. Прежде всего, это сдержанность, склонность к недосказанности, немногословие, порой граничащее с молчаливостью. Последнее приводит к замкнутости и необщительности как проявлениям английского стремления к независимости. Склонность и умение выжидать, поиск удобного, осуществимого, примиряющего, что неизбежно обуславливает порой пренебрежение логикой и принципами, учитывая или придерживаясь противоположных позиций, — все это также английский национальный характер.
Сильнейшая черта англичан
— чувство справедливости. Недаром же первый в мире парламент в новой
истории появился именно в Англии. При ведении дел англичане полагаются на
веру в честность партнера, не терпят коварства и хитрости. Общеизвестно их
уважение к мнению собеседника. По этой причине они избегают категорических
утверждений либо несогласий. Кроме того, в разговорах они всячески избегают
личностных тем, что считают вторжением в личную жизнь. Еще одна яркая национальная
черта англичан — абсолютное соблюдение установленных правил и законов. Здесь
они не знают «пощады» — ни к себе, ни к иностранцам. То же относится к
регламентации всяких ритуалов — от бытовых до королевских. В качестве
примера приведем описание чайного ритуала, которому англичане придают большое
значение. Чай подают ежедневно после полудня. Он так и называется
«послеполуденный чай» («afternoon tea»).
Чайная церемония
Процедура имеет несколько
стадий, идущих в строгой последовательности. Прежде всего вам предлагают
выбрать сорт чая. Вы выбираете то, что вам по вкусу, и это подадут на стол в
виде заварки в чайнике, к которому полагается чайник с кипятком.
Получив все это на свой
столик, вы должны дать чаю настояться в течение нескольких минут, а затем
наливаете. Если вы пригласили кого-то на чай, то будете играть роль хозяина
и обязаны ухаживать за гостем. Ему чай предлагается в первую очередь: «вы
позволите вам налить?». Положите сперва на чашку ситечко, дабы чаинки не
попали в чашку. Затем наливайте в нее чай. После этого уберите ситечко и
положите в специальную мисочку, предварительно смахнув в нее чаинки. Слишком
крепкий чай можно разбавить горячей водой.
Чай англичане пьют
«черным», а также с молоком и одним-двумя кусочками сахара; однако никогда не
пьют чай со сливками. К чаю могут подать сэндвичи, которые следует брать
руками. После чая с сэндвичами предлагают скон — маленький сладкий хлебец с
изюмом. Поглощение этого продукта — тоже непростой ритуал. Вы должны взять
на свою тарелку немного масла и джема, причем желательно брать с того края,
который вам ближе. Затем надо разрезать скон пополам и намазать маслом или
джемом только тот участок, который собираетесь откусить. Намазывать весь
хлебец нельзя! В дальнейшем мазать скон маслом и джемом нужно по мере его
«поглощения».
Конец чайной церемонии —
рюмочка шерри.
Поскольку на чаепитие
наверняка попадает каждый, кто приехал в Англию, полезно запомнить его
основные черты. Кстати, если в знак особого расположения вас пригласили в
дом, то в день визита следует послать с посыльным цветы, шоколад и вино
хозяевам дома.
Главное правило
Имея дело с англичанами,
всегда держите в уме господствующее в этой стране правило: «соблюдай формальности».
Ни в коем случае нельзя обращаться к кому бы то ни было по имени, если этот
человек не дал такого разрешения. К людям следует обращаться официально —
мистер, миссис, мисс. Важно разбираться в званиях и титулах, однако
нельзя награждать титулами себя. Скажем, профессор Майкл стоун назовет себя:
«Я — Майкл Стоун», другой же человек должен обращаться к нему: «Профессор
Стоун».
Ритуал знакомства
Процедура знакомства
блюдется очень строго. Большое значение имеет, чье имя будет названо первым.
Англичанин наблюдает, кого первым представляют. Представим себе ритуал
представления одного лица другому. Так, в служебной обстановке приоритет при
знакомстве отдается клиенту, поскольку именно он более важное лицо. Назовем
его Джеймсом Куком. Представляющий говорит: «Господин Кук, позвольте
представить вам господина Роя Грина, президента нашей компании». В этой
ситуации первым звучит имя клиента, ибо из двух знакомящихся лиц главнее
считается клиент. Если приходится представлять своего коллегу лицу, занимающему
более высокий пост, первым полагается назвать имя высокопоставленного лица.
Вы прибыли на переговоры
Переговоры с английскими
организациями надо начинать с тщательной подготовки и согласования. Если
сроки и программа вашего пребывания согласованы, нет никакой необходимости
сообщать английским партнерам о своем прибытии и месте остановки, так как
англичане исключительно пунктуальны.
При первой встрече принято
обмениваться рукопожатиями, при дальнейших достаточно устного приветствия.
Вообще, физические контакты с ними должны быть минимальны — помните об
английской сдержанности.
Разговор начинается с
посторонних тем — погода, спорт и т.д. Решение англичане принимают медленнее,
нежели французы. На их честное слово можно положиться. В переговорах весьма
гибки и внимательны к инициативам другой стороны. В крови британцев —
прагматизм и умение избегать острых углов в переговорах. Их отличает умение
терпеливо выслушать собеседника, не возражая ему, однако далеко не всегда
это означает согласие, а часто является проявлением важной черты их
характера — самообладания. Она, в частности, находит свое выражение в умении
молчать и не проявлять открыто своих эмоций. Общаясь с англичанами, не бойтесь
пауз в разговорах — грубым поведением считается болтливость.
В перерыве
В перерыве деловых
переговоров партнерам часто предлагают стандартный английский завтрак или
обед; учтите, что до подачи кофе следует воздерживаться от курения. Англичане
любят пиво, а из крепких напитков— джин, виски. Тосты и чоканье не приняты.
Общаясь с англичанами, не следует задавать личных вопросов и тем более
устраивать дискуссий на подобные темы, а также надо избегать разговоров о
жизни королевской семьи и обстановке в Северной Ирландии.
Вечером — ни слова о делах
По окончании рабочего дня
не принято говорить о делах. Для англичанина все разговоры о работе должны
заканчиваться с концом рабочего дня, — даже если ом ужинает со своим деловым
партнером. И тем более, проявлением невоспитанности станет попытка заговорить
о делах, пока не заказаны блюда. Это считается невежливым по отношению к
официанту.
Когда клиент в английском
ресторане хочет дать знать официанту, что он закончил трапезу, он кладет нож
и вилку параллельно, но не лишь бы как. Тарелка, на которую кладутся приборы,
представляет собой как бы циферблат часов. Зубья вилки и лезвие ножа должны
указывать на таком «циферблате» приблизительно на одиннадцать часов (причем
зубья вилки смотрят вниз), и концы их ручек — лежать параллельно в районе
пяти часов.
Если посетитель еще не
закончил еду, а лишь решил сделать перерыв, он кладет нож и вилку крестом,
что означает: «Не уносите мою тарелку».
|
Италия |
Деловые итальянцы
отличаются определенной сдержанностью, т.е. в известной мере они чопорны. И
это, несмотря на свои национальные черты — экспансивность, порывистость,
общительность.
Представляясь, называйте
только свою фамилию, например «петров», а затем пожмите руки. В Италии рукопожатием
обмениваются даже женщины. Целовать руку женщине можно в нерабочей обстановке,
в деловой же — не принято.
Берите на переговоры переводчика
Рабочий день в этой стране
длится с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00. Деловые люди более энергичны и активны
на первых этапах переговоров, стараются не затягивать решения организационных
и формальных вопросов, весьма охотно соглашаются на альтернативные варианты
решений. Часто для установления деловых связей прибегают к услугам
посредников. И еще следует учитывать, что итальянские предприниматели
придают большое значение тому,
чтобы переговоры происходили между людьми, занимающими примерно равное
положение на своих предприятиях, в деловом мире обществе.
Отнюдь не все, даже в
бизнесе, знают английский язык. Если вы не знаете итальянского, без
переводчика, быть может, вам не обойтись.
Деловые развлекательные
встречи итальянцы устраивают в ресторане, а не дома. Таким неформальным
отношениям они придают большое значение, полагая, что более свободная
атмосфера таких мероприятий способствует устранению противоречий. За
трапезами итальянцы чаще всего пьют местное вино, без которого не обходится
ни одно застолье. Перед тем как выпить, в Италии говорят «чин-чин». Длинные
тосты не в почете.
Интересуйтесь Италией!
Собираясь в эту страну,
постарайтесь узнать побольше о ее истории и культуре. Итальянцы высоко ценят
проявление со стороны иностранцев уважения и интереса к их родине, что может
создать благоприятную атмосферу на переговорах.
|
Испания |
Испанский бизнес очень официален. Так, собираясь в Испанию, непременно нужно сообщить испанским партнерам о своем прибытии в страну. Церемония приветствия обычна: рукопожатие и обмен визитными карточками. Но в самой Испании при встрече мужчины крепко обнимаются, что следует иметь в виду.
Большое значение придается
тому, чтобы переговоры велись между людьми одного служебного либо общественного
ранга. Переговоры обычно проходят с участием одного или нескольких партнеров
и по традиции начинаются с общих тем — погоды, спорта, местных
достопримечательностей и т.п. Говорить испанцы любят много, а потому
регламент встреч часто не соблюдается точно так же пунктуальность и
соблюдение сроков -не самая сильная черта испанцев. Стиль ведения перговоров
с ними существенно менее динамичен, чем, скажем, с американцами. Характерные
черты испанцев — серьезность, открытость, человечность, галантность, чувство
юмора.
Избегайте неприятных тем
Деловых партнеров не
принято приглашать домой, а деловые трапезы проходят в ресторанах. В этой
стране поздно завтракают — в 13.30, обедают в 22.00. За едой не принято
обсуждать такие темы, как личная жизнь, коррида, гражданская война, времена
франко.
|
Швеция |
Шведы высоко ценят в
партнерах профессионализм. Владеют несколькими языками, в первую очередь английским
и немецким. Упомянутая пунктуальность на переговорах проявляется в том, что
они появляются в точно назначенное время, отклонение от которого не превышает
3—5 минут. Они планируют дела и договариваются о встречах заранее.
Тщательно готовьтесь к переговорам
Для шведских
предпринимателей желательно заранее знать состав участников переговоров и
программу пребывания партнеров в их стране. Предпочитают предварительно
всесторонне изучать полученные предложения. При рассмотрении деловых вопросов
обращают внимание даже на мельчайшие детали, поэтому их партнерам следует
тщательнейшим образом готовиться, а также не вести себя слишком самоуверенно
и избегать хвастовства. В любом случае, как бы вы не провели встречу с ними,
комплиментов вряд ли дождетесь.
Переговоры шведы
традиционно начинают с общих тем — погода, впечатления гостей, спорт и т.д.
Высказаться предоставят возможность каждому. Налаживайте «внутренний»
контакт с ними — дружеские отношения у них играют важную роль в бизнесе. Деловое
общение нередко продолжается и в ресторане или в гостях, чаще в первом, т.к.
Домой приглашают только самых важных или самых близких партнеров.
Вас пригласили в гости
Получив такое предложение,
предусмотрительно купите цветы для хозяйки дома. Своеобразен ритуал пития.
Согласно обычаю, хозяин дома в знак приветствия поднимает бокал и, обращаясь
к каждому, говорит по-шведски: «За ваше здоровье». Пьют, обмениваясь
взглядами, а выпив, вновь смотрят друг другу в глаза и лит затем ставят
бокалы на стол.
|
Швейцария |
Отличительной чертой швейцарцев является - замкнутая личная жизнь. Иностранцев могут пригласить в гости только через очень длительное время знакомства. Деловые или званые вечера швейцарцы устраивают ресторанах или отелях. На таких мероприятии этикета и хороших манер необходимо, ибо швейцарцы высоко чтят это.
У них существуют две формы
обращения: вежливая («господин», «госпожа») и фамильярная (по имени). Если,
знакомясь с человеком, вы называете его «господин» или «госпожа», то, скорее
всего, вам придется обращаться к нему так всегда.
С одной стороны, швейцарцы
по характеру очень консервативны, с другой — очень любопытны и легко приспосабливаются.
В Швейцарии четыре языка, но с приезжими они общаются на английском. Он же
является языком бизнеса. Эта страна традиционно является страной туризма, что
проявляется в заботе ее жителей о комфорте приезжих.
Главное — пунктуальность
Будьте очень пунктуальны,
ибо эта черта — особенность швейцарцев. Они твердо держат данное слово. Грубейшей
ошибкой по отношению к ним было бы сравнение их с немцами.
|
Австрия |
|
Бельгия |
|
Болгария |
|
Дания |
|
Греция |
|
Венгрия |
|
Нидерланды |
|
Норвегия |
|
Польша |
|
Португалия |
|
Румыния |
|
США | |
США |
Особенности поведения
деловых американцев обусловлены чертами собственно национального характера,
системой образования, лидерством США в мире. С ран него детства в них
воспитывают независимость, самостоятельность, умение соревноваться и
выигрывать. Последнее присуще любому виду деятельности — работе, спорту,
отдыху и т.д. Мерило успеха — заработанные деньги. Отсюда их энергичность,
напористость, властность, не всегда приветствуемая представителями других
наций. Это четко проявляется во время переговоров с ними: они настойчиво
«гнут свою линию», жестко отстаивая спои позиции и интересы. Впрочем, могут и
любят поторговаться.
Стиль делового общения —
профессионализм компетентность. Имея обычно большую свободу в принятии
окончательных решений, чем представители других стран американские партнеры
нередко пытаются навязать правила игры, проявляя известную агрессивность и
даже грубость.
На переговорах
придерживаются трех правил: анализируй, разделяй обязанности, проверяй
исполнение.
Переговоры, как правило, идут один на один. Предложения начинают обсуждать с
общего вопроса, постепенно переходя к деталям. Детали, т.е. «мелочи», для них
очень важны, т.к. Нет никаких мелочей при организации любого дела — будь то
подготовка к переговорам или практическая реализация договора.
На формальности американцы
времени не тратят, сразу переходят к сути дела, проявляя при этом здоровый
прагматизм. Не любят пауз в разговоре, задают много вопросов, многие из
которых весьма прямолинейны. В США принято обращаться друг к другу по имени
независимо от возраста и положения, что они переносят и на гостей; это
придает общению или переговорам с американцами дружеский характер и
неформальную атмосферу.
0 чем говорить с американцами
В застолье с ними можно
поговорить о семье, о хобби и т.п., но не следует их втягивать в религиозные
или политические дискуссии. Получив приглашение в дом американца (что он
сделает, если вы важны для него), принесите подарок — какой-либо сувенир или
бутылку вина. За столом спиртного пьют мало, больше пиво и коктейли.
Американцы предпочитают
заключать крупные сделки и преувеличивать значимость своей компании, однако и
сами предпочитают иметь достоверные сведения о тех, кем вступают в контакт (в
частности, они настаивают и предоставлении сведений об участниках
переговоров: где и кем работает), сведения об образовании, печатные труды,
изобретения, ученые степени и т.д. Американцы живут по расписанию, которое
составляют каждый день, а потому очень пунктуальны, на деловые встречи
никогда не опаздывают. Время таких встреч и переговоров строго ограничено —
не более часа.
|
Канада |
Эта страна более склонна к церемониям, нежели США. Деловые люди здесь, в отличие от своих американских коллег, не склонны переходить на «ты». Отличительная черта поведения канадцев в делах — консерватизм.
Приветствие в деловой
обстановке — рукопожатие.
Официальных языков — два:
английский и французский. На английском говорят почти везде, кроме провинции
Квебек и некоторых районов.
Не называйте канадцев
американцами!
Канадцы очень не любят,
когда их принимают за американцев. Поэтому тот факт, что они говорят
по-английски, вовсе не означает, что они считают себя американцами.
Деловые развлечения, как
правило, устраивают в ресторанах, а не дома. Блюда можно заказывать любые,
однако на официальных мероприятиях обычно подают что либо сугубо
национальное, например, арктического гольца, тихоокеанскую нерку или семгу из
Новой Шотландии
Часы работы в Канаде
примерно такие же, как и в США. И в субботу, и в воскресение все закрыто —
кроме предприятий розничной торговли.
|
Центральная и Южная Америка |
Не отодвигайтесь от собеседника
Хотя этот регион земного
шара включает многие страны, деловые черты их представителей имеют много
общего. Например, у людей этого региона существует собственное, особое
представление о том, каково быть расстояние между людьми. При разговоре
стараются придвинуться к вам поближе —
это элемент эти кета. Если вы отойдете от собеседника или отодвинете
его, это расценят как неучтивость.
Латиноамериканцы очень
общительны, поэтому деловые трапезы бывают многочасовыми. Они не слишком беспокоятся
о времени. Опоздание на полчаса вполне допустимо. Визитные карточки должны
быть на двух языках — местном и английском. Одежда должна быть официальной.
Способ приветствия — рукопожатия и объятия. Широкое распространение имеют
подарки, причем мужчинам чаще дарят предметы галантереи, женщинам — духи.
Во многих странах
соблюдается сиеста — отдых после обеда. По этой причине делами здесь
занимаются до позднего вечера. Бизнесом занимаются главным образом мужчины,
к женщинам же следует проявлять светское уважение.
Учтите, что слово «нет» в
устах латиноамериканца может означать «возможно». Поэтому продолжайте переговоры.
|
Япония |
Фотограф два года снимал спящих на улице офисных работников Токио.
В Японии очень жесткая корпоративная культура, и работать по 60 часов в неделю считается нормальным.
Установить
контакт непросто.
Переходя к
особенностям делового общения с представителями Японии, прежде всего
необходимо отметить, что с японскими фирмами очень сложно наладить контакты
путем переписки и телефонного общения. Причины этого заключены в следующем:
1) большинство
работающих на национальном рынке мелких и средних фирм ведут свои дела на
японском языке и для контакта с ними нужен переводчик;
2) не зная
партнера, японские бизнесмены не любят вступать с ним в деловые отношения;
3) в японских
фирмах существует довольно сложная процедура принятия решений;
4) японцы предпочитают
личные беседы и не обсуждают важные вопросы с помощью переписки или
телефона.
При
налаживании дел с японцами очень важное значение имеет процедура обмена
визитными карточками, поскольку они очень блюдут субординацию. Знакомясь,
двое людей должны сразу же выяснить, какое положение друг относительно друга
они занимают, что естественнее всего сделать с помощью визитки.
В деталях это
происходит так. Сначала японец, поглядев на вашу визитку, выяснит, какую
фирму вы представляете и каков ее статус по отношению к его собственной
фирме. Если из двух знакомящихся один из крупной и солидной компании, а
второй из более мелкой, то первый оказывается выше, чем второй. Следующая
ступень установления взаимного «расположения» — сопоставление положений в
своих компаниях. Если вы хотите, чтобы этот вопрос был решен просто и ясно,
напишите свою должность в соответствии с японскими, что нелегко, т.к.
японские должностные «лестницы» могут не соответствовать таковым в вашей
стране.
Обращение с
визитными карточками также требует большой аккуратности. Считается невежливым
держать их в кармане брюк, тем более заднем; лучше завести для визиток
специальный альбомчик и носить его в нагрудном кармане или во внутреннем
кармане пиджака. Женщины могут положить такой альбомчик в сумочку.
Всегда
почтительно надо обходиться с карточками, которые вам дали японцы. Не
вздумайте ковырять ими в зубах или чистить ногти.
Ритуал передачи предметов
Вы подчеркнете
свое уважение к японцу, если будете j вручать ему или принимать от него предметы двумя руками.
Важность этого особенно возрастает при встрече с лицом, занимающим гораздо
более высокое положение. Если вы будете делать так же с лицом более низкого
статуса, то этим вы только собьете его с толку. Но в этой стране не страшно
ошибиться в сторону большей вежливости. А поступать следует так. Подавайте
лицу, стоящему на более низкой, чем вы, ступени, и принимайте от него
визитную карточку одной рукой. Вполне уместно будет при этом взять его
карточку двумя руками или правой рукой и придерживать ее левой — до тех пор,
пока не прочтете внимательно все, что там написано. Подчеркнем — внимательно
прочтете; если же вы пробежите по карточке поверхностным взглядом, то тем
самым унизите человека, потому что он подумает, что вы его сочли
незначительным лицом. Нелишне будет сказать что-нибудь вроде: «О, так вы
начальник отдела такого-то...». Отправляясь в страну Восходящего Солнца,
закажите визитные карточки с японским текстом на одной из сторон, однако вы
должны быть уверены, что перевод безупречен — иначе можете попасть в
неловкое положение.
ЗнакомстваПриветствия
Рукопожатие в
качестве приветствия мало популярно. Если вам поклонились, поклонитесь в
ответ: согнитесь в талии, наклоняя голову сантиметров на тридцать, сложите
руки ладонями вместе. Чем старше или значительнее человек, тем более глубоким
должен быть ваш поклон. Поклониться надо и при получении подарки.
Получив подарок
Если вам
прислали подарок, тотчас в письменном виде поблагодарите. Японцы также могут
ожидать подарки и вас. Такой подарок должен быть выдержан в хорошем вкусе и
от вашей страны. В присутствии дарителя подарки открывать не принято. И еще:
не дарите цветы, если не знаете, как это правильно сделать.
Голос, жесты, мимика
В разговоре с
японцами ваш голос и жесты должны быть мягкими и сдержанными. Не смотрите
собеседнику прямо в глаза. Скромность — похвальное качество в глазах
японцев. Избегайте физических контактов — т.е. не прикасайтесь ни к кому и
тем более не наваливайтесь на собеседника, если подошли к нему близко. И не
шутите в деловой обстановке.
Важно знать, что
улыбка в Японии (или смех) — многозначное явление. Она может означать и
дружеское расположение, и выражение сдержанности, скрытости, и очевидную
эмоцию, и признак неловкости, возникшей вследствие затруднительного
положения.
Бизнес в
Японии играет огромную роль. Рабочее время включает и обед. Бизнесом в этой
стране занимаются, в основном, мужчины. Деловые переговоры часто начинаются
с чайной церемонии, в которой необходимо принять участие. Ваше поведение
должно быть очень официальным, т.к. японцы крайне церемонны и придают
протоколу, т.е. порядку и правилам делового этикета, колоссальное значение.
Первые контакты
Вступая в
контакт с японскими фирмами, с которыми вы намереваетесь сотрудничать,
приложите к письмам с деловыми предложениями информацию о вашем предприятии
и его продукции — брошюры, официальные годовые отчеты и т.п. Так вы лучше
отрекомендуетесь как солидный и надежный партнер. Еще лучшее впечатление о
вас может сложиться, если этот «рекламный» материал будет представлен на
японском языке. Однако перевод должен быть сделан на высоком уровне, в
противном случае ваша репутация пострадает, еще не сложившись.
Первая встреча
На первой
деловой встрече с представителями японских организаций принято обмениваться
материалами о своих фирмах. Эти материалы обязаны включать следующую
информацию: профиль вашей организации, основные сведения о ней — название
(точное), адрес, фамилии и должности руководящих лиц, основные этапы
развития, номенклатура выпускаемой продукции; биография главы вашей организации
или предприятия, текстовые и графические материалы, дающие представление о
той продукции, которую вы предлагаете на японский рынок, а также технологиях
и услугах. Весьма желательна дополнительная информация, например, о
характерных особенностях и преимуществах вашей продукции в сравнении с
продукцией других фирм аналогичного профиля.
Станьте японцем
Переговоры
японские деловые люди ведут очень неспешно, начиная с обсуждения тем, не
имеющих ни малейшего отношения, к предмету переговоров и лишь спустя
довольно продолжительное время, когда все второстепенные вопросы будут
улажены, японская сторона, наконец, переходит к существу дела. Грубейшей
ошибкой будет желание сразу взять «быка за рога». Дело во внутренней позиции
японцев: раз уж вы хотите вовлечь человека в свой бизнес, ведите себя так,
словно решили вступить с ним в брак.
По ходу
переговоров с японскими представителями нередко возникают паузы и молчание.
Не болтайте, а если слово за японцем, но он молчит, не раздражайтесь, — это
будет расценено как грубость. Не приветствуется и раскованная, свободная
манера поведения, ведь переговоры, по представлениям японцев. — это церемония.
Старайтесь быть похожими на японцев, общаясь с ними, и, в первую очередь,
будьте сдержанными и терпеливыми.
Японское «да»
отнюдь не всегда означает согласие. Частое кивание головой в ходе беседы
имеет, скорее, смысл «Я вас внимательно слушаю», нежели: «Я с вами согласен».
Японцы стараются не противоречить в явной форме собеседнику и не обижать его,
а потому не говорят прямо «нет». Желая сказать «нет», японец обычно говорит
«это трудно» или же переводит разговор на другую тему.
Согласно
правилам японской деловой этики большей добродетелью обладает не тот, кто
жестко защищает свои j позиции, а
тот, кто идет на компромисс ради общего согласия. Поэтому принимаемые
японцами решения,, как правило, представляют собой результат согласования
мнений и интересов всех заинтересованных лиц, а не следствие чьей-либо личной
инициативы. Если партнер идет на существенную уступку, то часто японцы отвечают
тем же. Если партнер слаб, то собственную уступку они расценивают как
проявление великодушия. Угрозы, стремление к силовому давлению и т.п. японцы
почти не используют. Тем не менее в ходе переговоров японская сторона обычно
существенно не изменяет свою позицию или тактику переговоров.
Неофициальные встречи
Большое внимание японцы придают
личным отношениям с партнерами в ходе неофициальных встреч. В Японии
обсуждают дела и по окончании рабочего дня. Японцы проводят свои деловые встречи
в барах, клубах, домах гейш. Если вы получили приглашение на подобную
встречу, имейте в виду, что, хотя в деловых офисах обувь не снимают, перед
входом в жилище, ресторан или другое подобное учреждение обувь надо снимать.
Учитесь пить по-японски
Питие спиртного — тоже ритуал.
Сначала следует поднять свой бокал, и тут же взять из рук японца бутылку и
налить в его бокал. Отказываться от спиртного нельзя. То же касается и пищи:
если вам не по нутру пища, съешьте хотя бы маленький кусочек. Существует множество
других тонкостей японского делового обеда. Вот основные из них:
|
Китай |
Наблюдайте и изучайте
Первое правило, которое следует усвоить каждому,
кто собирается в Китай (а также Японию, на Филиппины и т.д. — в любую
восточную страну): сидите, наблюдайте и ничего не предпринимайте, пока не
изучите всех местных правил. Представления китайцев о правилах хорошего тона
сильно отличаются от европейских. Скажем, при общении недопустимыми считаются
физические контакты — объятия, поцелуи и даже касания.
Вступая в
деловые связи, китайские деловые люди особое внимание уделяют двум моментам:
1) сбору информации о предмете обсуждения и партнерах по переговорам;
2)
формированию «духа дружбы» по отношению к представителям другой стороны.
Дух
дружбы на переговорах имеет для китайцев очень большое значение, причем
обычно они его отождествляют с обычными личными отношениями партнеров.
Приветствия
Во время приветствия,
обмениваясь рукопожатиями, сначала следует пожать руку самому высокопоставленному
лицу. У китайцев первой стоит фамилия, т.к., например, Янг Чженин — это
господин Янг. При знакомстве следует обмениваться визитными карточками.
Китайские делегации обычно
весьма многочисленны, поскольку в них традиционно включается множество экспертов
по разным вопросам. На переговорах китайцы придерживаются разграничения
процесса обсуждения на отдельные этапы: первоначальное уточнение позиций, их
обсуждение, заключительный этап. Начальный этап — это оценка китайцами
статуса каждого из участников переговоров. Большое внимание в этой связи
уделяется внешнему виду партнеров, манере их поведения, отношениям внутри
делегации.
Имейте в виду эту особенность
Проведя такой анализ, китайцы в
дальнейшем ориентируются, главным образом, на партнеров с более высоким
статусом — как официальным, так и неофициальным. Проводя переговоры на своей
территории, китайцы, ссылаясь на свои традиции, нередко предлагают гостям
говорить первым с тем, чтобы выяснить позицию партнера. От самих китайцев, в
начале переговоров этого добиться трудно, даже невозможно — они отделываются
общими фразами. Не следует в таком случае показывать своего недовольства и
использовать давление.
Допущенные в ходе обсуждения
другой стороной ошибки умело используются. На уступки китайцы идут обычно
под конец переговоров, когда
ими уже сделана оценка возможностей партнеров. Окончательные решения китайцами
принимаются не за столом переговоров с партнерами, а дома. Они должны быть
затем одобрены руководством китайской фирмы.
Как чокаться по-китайски
Налаживание неформальных
отношений с зарубежными партнерами — важная составная часть китайского
бизнеса. Это проявляется в задаваемых гостю вопросах о семейном положении,
интересах и т.п., приглашениях в ресторан, где подается множество
национальных блюд. Главное спиртное — рисовая водка крепостью 55 градусов, а
также красное вино каулиян. Тосты произносятся, но чокаться необязательно.
Если же чокаются, то делают это так: младший должен чокнуться верхней
частью своего бокала о ножку бокала старшего, показывая таким образом, что
он ставит себя ниже. Чокаясь, произносят по-китайски что-то похожее на
русское «пей до дна».
Кроме того, китайцы часто в
течение дня пьют чай. К этому надо привыкнуть и научиться получать от чая удовольствие.
Дарите все только не часы
В деловой
жизни Китая практикуется вручение подарков. Но любое такое подношение должно
происходить исключительно после заключения всех сделок. При этом
подарки лучше делать не конкретному лицу, а всей фирме, т.к. местные обычаи
могут запрещать принятие личных подарков. Китайцы с благодарностью принимают
небольшие сувениры. В знак того, что подарок принят, получивший должен сразу
воспользоваться им. Но не дарите часы, т.к. на китайском языке слово «часы» и
«похороны» близки по звучанию.
|
Южная Корея |
Ваш ответ может быть не так истолкован
Традиционная мораль этого
народа высоко ценит личное общение, без которого в Южной Корее невозможно
решить ни одной проблемы. Для установления деловых отношений необходима
личная встреча, о которой принято договариваться через посредника. Последний
хорошо знаком с обеими стремящимися к контакту сторонами, поэтому он в
состоянии правильно информировать корейскую сторону о вашей фирме и ваших
предложениях.
Даже в тех случаях, когда с
нашей точки зрения достаточно телефонного разговора, корейцы стремятся к личной
встрече. Неопределенный ответ на предложение о такой встрече они могут
истолковать как согласие.
Уважение и такт — первый шаг к успеху
При встрече мужчин принято
обмениваться рукопожатиями. Женщины руки не пожимают. Прямо в глаза смотреть
не стоит. Корейцы вежливый, общительный и хорошо воспитанный народ, и их
доброе отношение к вам отнюдь не означает, что вы их заинтересовали как
деловой партнер. У вас будет больше шансов на успех, если вы проявите
уважение к ним и такт. Например, грубостью считается открытый рот, поэтому,
смеясь, прикрывайте рот платком. Не сморкайтесь на людях. Проявляйте
скромность, терпение и уважение к старшим. Престиж в этой стране зависит от
возраста и должности и очень трудно дается, поскольку важно место, которое
человек занимает на иерархической лестнице, и сильны авторитеты.
Имена
На переговорах важное значение
имеет статус партнеров и их соотношение. Принимая их визитные карточки,
помните, что в корейских именах первый слог — это фамилия, а два последующих
— личное имя (Ро Дэ У = Ро — фамилия, Дэ У — имя).
По одежке встречают
Существенный момент делового
этикета здесь — одежда. Корейцы щепетильны в этом вопросе. Мужчина должен
носить всегда строгий деловой костюм, обычно с белой рубашкой и неярким
галстуком, женщина в деловой жизни не носит брюк. В присутствии старших по
возрасту и «званию» не принято курить.
На первой встрече следует
обменяться сувенирами, назначение которых — реклама и оказание внимания потенциальным
клиентам.
Характер переговоров
Протокольная
часть переговоров, особенно первоначальных, достаточно длинная, но корейцы
не имеют привычки долго обсуждать второстепенные детали с тем, чтобы плавно
перейти к главной теме. Корейские предприниматели ясно и четко формулируют
вопросы и предлагают пути их решения. Переговоры ведут напористо и порой
даже агрессивно. При этом несогласие с партнером открыто не выражают, не
стремятся доказать ошибочность его точки зрения; точно так же нужно вести
себя и по отношению к ним. Дальние перспективы их не очень волнуют, — им
более интересен непосредственный результат прилагаемых усилий. Ваши
неконкретные ответы будут ими интерпретированы как невозможность реализации
идеи или соглашения, обсуждаемых на данных переговорах.
|
Индия |
В этой стране большое значение
имеют традиции, связанные с едой. Большинство жителей Индии едят только
растительную пищу, корова считается священным животным. Индийцы-мусульмане не
употребляют свинины и не пьют спиртного.
Находясь в этой стране,
старайтесь соблюдать обычаи тех людей, с которыми вы вступили в деловые отношения.
Вместе в тем надо иметь в виду, что во всех крупных городах — Дели, Мадриде,
и др. — всегда можно заказать блюда западной кухни.
Приветствия
Практически все индийцы говорят
по-английски. Приветствия — обычные, т.е. мужчины обмениваются рукопожатиями.
Можно употреблять и местное приветствие, особенно, встречаясь с женщиной —
сложенные вместе ладони перед грудью и легкий поклон.
Одежда
Одеваться рекомендуется так,
как принято в этой стране или регионе, где вы пребываете. Деловые женщины в
Индии совсем не обязаны носить сари. Оно если и надевается, то лишь на
приемы. Вместо сари женщины носят костюм с прямой юбкой до колен или с
брюками. Индийские женщины нередко ходят в брючных костюмах.
Помните о кастах
Следует постоянно иметь в виду,
что в Индии существует строгая система каст. Вы обязательно должны знать, к
какой касте принадлежат люди, с которыми вы вступили в деловые связи, и знать
соответствующие ограничения, скажем, запрет на контакт с представителями
низших каст, с тем, чтобы не вынуждать ваших индийских партнеров делать то,
что противоречит их принципам. В заключение несколько рекомендаций.
|
Гонконг |
Ныне эта территория принадлежит
Китаю, но имеет свои специфические черты жизни, связанные с ее прошлым и
особым статусом.
|
Индонезия |
|
Филиппины |
|
Сингапур |
|
Тайвань |
|
Израиль |
Приветствия и представления
Страна очень космополитична.
Встречаясь с человеком, его можно приветствовать и словом «шалом» и «хелло».
Большинство говорят по-английски, сотни тысяч — по-русски, я также еще на
одном-двух языках, особенно в деловых кругах.
Если вы
кого-то представляете, говорите просто: «Это Натан Вейцман». После одной-двух
встреч можно переходить на «ты» (называть по имени). И даже при первом
знакомстве израильтянин может предложить вам называть его уменьшительным
именем.
К незамужней женщине
обращаются, добавляя к ее имени «гиверет» (эквивалент «мисс»).
Деловая одежда
Основное качество израильтян —
открытость и прямота, откровенность, что они привносят и в деловые
отношения. Это находит свое выражение, в частности, в деловой одежде, которая
здесь очень неофициальна. Вполне допустимы шорты, рубашки, безрукавки; галстуки
для мужчин необязательны.
Обсуждение дел за едой
Рабочая неделя в Израиле
начинается в воскресенье утром. Распространено обсуждение дел за едой — это
одна из форм деловой активности. В традициях деловой жизни — встречи с
деловыми людьми и приглашение их на ужин после работы. За трапезой принято
говорить и о делах профессиональных, и о семейных — что кому угодно. Этим
Израиль отличается от других ближневосточных стран, где упоминание чьих-то
родственников во время деловой беседы считается оскорбительным.
Меню израильских ресторанов
включает как блюда ближневосточной кухни, так и европейской. Вы вольны
выбирать то, что вам по вкусу — никто не станет заставлять вас есть только
местную пищу.
Приходить на деловой ужин
в частный дом с подарком не обязательно, но не лишним будет букет цветов для
хозяйки или игрушка для хозяйского ребенка.
|
Страны Ближнего Востока,
|
Существует ряд общих принципов,
которыми следует руководствоваться тем, кто собирается в мусульманские
страны.
|
Саудовская
Аравия
|
В Саудовской Аравии запрещены
алкогольные напитки, за провоз — суровое наказание; не курите, пока не
закурит хозяин; женщины не присутствуют на трапезах (даже деловых) вместе с
мужчинами.
Перед деловыми переговорами в
арабских странах часто подают напитки и еду. Отказываться нельзя, даже если
вы не голодны, — съешьте, сколько сможете. Во время еды пользуйтесь только
правой рукой. Левая служит только для гигиенических целей. Если вы левша,
извинитесь. Имейте в виду, что свинину в этих странах не едят, алкоголь же
подается.
В деловых отношениях арабы
любят предварительную проработку деталей проблем, которые будут предметом
обсуждения на предстоящих переговорах.
Очень важна
для них атмосфера доверия между партнерами. Говоря в целом, из-за того, что
арабский мир весьма неоднороден, существуют значительные различия стилей деловых
отношений бизнесменов различных арабских стран.
|
Египет |
Египтяне гордятся своей родиной
— одним из очагов земной цивилизации, и потому для них типично следование
историческим традициям своей страны. Вспоминая эпоху фараонов, можно
предвидеть, что одной из черт египетского делового стиля будут жесткие
административные правила поведения. Египтяне отвергают все, что, по их
мнению, является вмешательством в их внутренние дела. Они любят «торг» — с
проявлением дружбы, искренности, гостеприимства.
Приветствие
Арабское приветствие, в отличие
от формального и короткого европейского, являет собой ритуал, во время
которого задаются вопросы о вашем здоровье и личных делах. Они могут
повторяться в ходе беседы. Всегда надо терпеливо выслушать араба-собеседника
и его длинные пожелания благополучия вам. Часто в речи арабы обращаются к
Аллаху, уповая на его милость и помощь в предстоящих делах.
Этикет
Арабский этикет, в том числе и
деловой, запрещает давать прямолинейные ответы и быть категоричным; нельзя
также проявлять суетливость и поспешность. Важным во время переговоров считается
стремление «сохранить лицо» — свое и собеседника. Так, свой отказ тамошние
предприниматели облекают в очень мягкую, завуалированную форму.
Арабский торг
Очень
своеобразно проходит торговая сделка. По сути — это своего рода искусство,
разворачивающийся перед вами маленький спектакль. Завлекая вас, продавец
представляет собой воплощенную любезность и учтивость. Названная им
первоначальная цена может превосходить истинную в несколько раз. При этом
«купец» I безмерно восхваляет свой
товар. Естественно, покупатель пытается сбить цену. Во время «торговли» его
нередко угощают прохладительными напитками, чаем или кофе. Кофе очень
крепкий, без сахара. Если вы, проглотив кофе, отдаете чашку хозяину, то он
тотчас наливает еще, — и так до тех пор, пока вы не выпьете весь кофейник.
Это можно остановить, если перевернуть чашку вверх дном или покачать ею из
стороны в сторону. Если перед кофе предлагают прохладительные напитки, то это
значит, что время встречи заканчивается.
|
Африка |
|
Южно-Африканская республика |
В прошлом эта страна из-за
внутренней политики попрания прав коренного населения (апартеид) имела
ограничения в деловых контактах с другими странами мира, — в отношении ее
применялись международные санкции. Это привело к разделению делового мира
этой страны на белых и черных. Последний характеризуется замедленным темпом
ведения деловых переговоров и частым откладыванием окончательного решения.
Хотя ради справедливости надо отметить, что такой стиль но ведения дел можно
встретить и у белых бизнесменов ЮАР В целом же для этой страны характерен
высокий уровень развития банковского дела и систем коммуникаций, в силу чего
деловые вопросы решаются весьма быстро.
Вас пригласили в гости
Африканцы обычно приглашают своих
деловых партнеров в ресторан или домой. В последнем случае в качестве
подарка можно принести букет цветов и бутылку водки. Во время переговоров
особое почтение следует выказывать старшему по возрасту. Через дверь первым,
согласно местным обычаям, проходит хозяин, за ним — женщина или гость. Для
поведения жителей этой страны в ходе бесед специфично то, что они часто
могут касаться своего лица руками и прикрывать глаза, что, однако, не
означает потерю интереса к обсуждаемой проблеме или усталость.
Пожимая руку, смотрите прямо в глаза
Рукопожатие
при встрече имеет важный смысл — оно демонстрирует отсутствие агрессивных
намерений, расположенность к человеку, а также подчеркивает социальное
равенство. При рукопожатии не принято смотреть прямо в глаза.
|
Австралия |
|
Страны Персидского залива |
|
Страны Карибского бассейна |
|
3. Национальные особенности невербальной коммуникации
Основные коммуникационные
жесты примерно одни и те же во всем мире. Исключения из них можно найти в
предыдущем разделе, посвященном этикету разных стран.
Кивание головой почти везде обозначает
«да». Покачивание головы из стороны в сторону — «нет».
Пожимание
плечами — универсальный жест, обозначающий незнание либо непонимание.
Кружок,
образуемый указательным и большим пальцами руки — «о'кей». Родился
в США, широко распространен в Европе и Азии. Но в ряде стран он имеет
совершенно иное происхождение и значение. Так, во Франции он означает «ноль»
или «ничего», а в некоторых странах Средиземноморья (например, в Греции) (Мест
значение гомосексуальности мужчины.
Поднятый вверх
большой палец. В США, Австралии и Новой Зеландии имеет три смысла:
1)
при «голосовании» на дороге — просьба остановить машину;
2) «все в порядке»;
3) резкое
выбрасывание большого пальца вверх — нецензурное ругательство. В некоторых
странах (в Греции, например) этот жест означает «заткнись».
Считая от одного до пяти,
итальянцы выставляют сначала большой палец («1»), затем указательный («2») и
т.д. У американцев и англичан указательный палец означает «1», средний «2»,
большой «5».
Жест с поднятым
большим пальцем в сочетании с другими жестами используется как символ власти
и превосходства и, кроме того, что хотят вас «прижать к ногтю».
V-образный знак — распространен в Великобритании и
Австралии. Повернув при этом руку ладонью к говорящему, вы «скажете» ему
«заткнись». Повернутая тыльной стороной к другому лицу рука обозначает победу.
Наконец, во многих странах этот жест означает число «2».
Ладонь
- Протянутая вперед кверху «лодочкой» — жест нищего;
- повернутая вниз — успокаивающий или сдерживающий жест;
- открытая ладонь, обращенная вверх, - просящий, не угрожающий, доверительный жест;
- повернутая вниз имеет оттенок начальственности. В последнем варианте, если вы с таким жестом что-то попросили у человека, у него может сложиться впечатление, что ему приказывают, и он откажет в просьбе.
- Полностью или частично раскрытые перед вами ладони вашего собеседника могут означать, что он в данный момент говорит правду — жест имеет бессознательный характер. Ваши открытые ладони могут побудить партнера быть с вами откровенным и доверчивым.
- Желая скрыть правду, ладони часто прячут в карманы или скрещивают на груди.
- «Перст указующий» — вытянутый вперед указательный палец — раздражающий собеседники поэтому полностью откажитесь от песо.
5. Национальные особенности пространства общения личности
В этикете немаловажное значение
имеет так называемое «воздушное пространство», или «воздушная оболочка»,
окружающая тело человека. Это как бы территория обитания физического тела —
область, где оно чувствует себя в индивидуальной безопасности. Нарушение
границ этого пространства вызывает обычно неудовольствие человека.
Размеры «воздушной оболочки», к
которой привык человек, социально и национально обусловлены — зависят от
плотности населения в том месте, где он проживает. Меньшие размеры эта оболочка
имеет у представителей стран с высокой плотностью населения, скажем, японцев.
Упомянутое личное пространство
людей, проживающих в Европе, США, Австралии, делится на ряд зон:
1. Интимная зона (15 —
46см) — самая главная; доступ в эту зону разрешен только тем лицам, которые
находятся с данным лицом в доверительном эмоциональном контакте (дети, супруг,
любовник, друзья, родные); зона размером в 15 см является сверхинтимной;
2. Личная
зона (46 см — 1,2 м) — расстояние, разделяющее людей во время официальных приемов,
дружеских вечеров и т.п.;
3. Социальная
зона (1,2 — 3,6 м) — ограждает нас от малознакомых и незнакомых людей;
4. Общественная
зона (более 3,6 м) — это пространство между человеком и большой группой
людей, перед которой он выступает (профессор, читающий лекции студентам).
Золотое правило
Общаясь с людьми, всегда следует
придерживаться золотого правила: «Соблюдай дистанцию». Не сокращайте ее, если
вы с человеком познакомились лишь недавно — не прикасайтесь к нему и уж,
конечно, не лезьте с объятиями — это может очень не понравиться.
Исключения из правил могут иметь
место в тех случаях, когда меняется социальный статус людей ввиду изменения
обстоятельств. Так, соблюдающие на работе социальную зону начальник и
подчиненный в условиях, скажем, курорта, где они одновременно отдыхают, могут
пересекать границы личной и даже интимной зон (если, допустим, они любовники).
Близкий контакт
Несомненно, что интимные зоны
людей постоянно нарушаются в лифте, общественных местах, транспорте и т.п. В
западных странах существуют неписаные правила поведения в таких условиях:
- ни с кем нельзя разговаривать, даже со знакомыми
- не смотреть на других в упор;
- никакого проявления эмоций — лицо должно был совершенно бесстрастно;
- если вы держите в руках газету, то должны полностью погрузиться в чтение;
- движения должны быть тем ограниченнее, чем теснее обстановка;
- в лифте следует глядеть только на указатель этажей над головой.
Интимная зона разных народов
Уже отмечалось, что у разных
наций различно зональное пространство. Особенно важно это различие в интимных
зонах. Об этом важно знать, т.к. в противном случае можно просто не понять
поведения человека.
Интимная зона у многих
европейских народов составляет 23—25 см, а у иных — еще меньше. Общаясь с
американцем или канадцем, датчане будут стремиться находиться от него на
расстоянии порядка 25 см, в то время как интимная зона североамериканца —
45—50 см. Кроме того, европеец чаще смотрит прямо в глаза, нежели
североамериканец, что также может быть причиной неверного истолкования
поведения.
Вторжение в интимную зону
человека противоположного пола есть способ выражения интереса к нему и называется
«заигрыванием». Если заигрывание не принимается, вторгнувшееся лицо отступает
и в дальнейшем соблюдает дистанцию. Принятому же благосклонно «нарушителю»
соизволяется остаться внутри интимной зоны. Таким образом, в приведенном выше
примере нормальное общественное поведение датчанина американкой будет
расценено как сексуальное заигрывание.
По той же
причине возникают сложности при общении американцев и арабов, американцев и
японцев. Американцы считают, что азиаты «давят» и слишком «фамильярны», те же,
в свою очередь, полагают, что американцы очень официальны и «холодны».
Учебник Искусство международных переговоров | Ирина Василенко - экономика | Купить школьный учебник в книжном интернет магазине Ozon.ru | 978-5-282-03163-8 |
Учебник Международные переговоры | Ирина Василенко - юрайт | Купить школьный учебник в книжном интернет магазине Ozon.ru | 978-5-9916-2243-1 |
Книга "Международный бизнес-этикет" Е. С. Игнатьева - купить книгу ISBN 978-5-9533-3733-5 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Книга "Бизнес этикет. Международные стандарты общения" Карл А. Нельсон - купить книгу ISBN 5-902360-21-8 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Книга "Протокол и этикет международного общения" Г. Н. Михалькевич - купить книгу ISBN 978-985-500-308-4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Книга "Невербальные компоненты коммуникации" И. Н. Горелов - купить книгу ISBN 978-5-397-04396-0 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |
Книга "Невербальное общение" Марк Нэпп, Джудит Холл - купить книгу Nonverbal Communication in Human Interaction ISBN 978-5-496-00098-7 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru |